О правителях и змеях.
Знаете ли Вы, что у наших предков новый правитель мыслился, по крайней мере, иногда, не просто как змеевич, но и как змей.
На подобный вывод наводит тот факт, что у славян известен и добрый змей, вместе со свв. Ильёй и Георгием прогоняющий змея злого, т.е., как мы можем утверждать, своего отца, если попытаться определить истоки данного образа.
У белорусов бог (видимо, изначально, — бог грозы) убивает Змея перунова, что даёт нам полную аналогию грома как борьбы небесных змеев (хал) между собой у южных славян. В Слуцком Полесье осилок (великан) разбивает булавой каменную стену, где находятся похищенные Змеем люди, хотя обычно великаны ближе к хтоническому миру.
Тщательнее присмотримся к балканским данным. Хтонические истоки, при внимательном рассмотрении, обнаруживает и величайший герой гомеровского эпоса Ахилл. Его имя – однокоренное имени Мирового Змея древних иранцев Ажи-Дахака.
Ещё откровеннее албанская традиция. Здесь драконы происходят от людей, причём драконом был и сам великий змееборец – св. Георгий. В последнем случае неясно, славянское ли это влияние или, наоборот, южные славяне восприняли древние дако-фракийские и / или иллирийские представления предков албанцев. Возможно также, что перед нами – праиндоевропейские воззрения, сохранившиеся и у славян, и у последних. Одно, пожалуй, можно сказать точно – это не «балканская инновация», некое новшество именно балканских народов, и никаких других, ибо подобные представления, как мы видим, бытовали и у восточных славян.
Распространение имени Змай в юнацком именослове южных славян отражает положительные качества змея.
У сербов и македонцев змей ведёт борьбу с непогодой и с градоносными тучами или же прекращает дождь там, где последний вредит урожаю или посевам. В Болгарии змея – хозяйка источника воды – положительный персонаж, что имеет и древнегреческие параллели.
Интересно изображение змеи на каменном оформлении источников у болгар. В Сербии на посуде для воды, вина и мёда также изображали змею.
Интересно также, что Змеёй у хеттов могли называть сестру царя, сын которой некогда наследовал трон (наследования от отца к сыну хетты не знали вообще). Таким образом, похоже, это её второй титул наряду с титулом «Тавананна».
Автор: Лисюченко Игорь Васильевич
__________________________________________________________
* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора
Читайте на нашем сайте другие интересные статьи из рубрики «Знаете ли Вы?»
#Светославъ #знаете_ли_Вы