Об "основном мифе" наших предков
Знаете ли Вы, что ряд косвенных данных, которые можно почерпнуть из фольклора и языкового материала, позволяют сказать, что именно делили бог грозы и его змееобразный противник в так называемом «основном мифе» наших предков?
В различных текстах или их фрагментах говорится о том, что в результате действий первого из них могут освобождаться задержанные Змеем воды, в результате чего, в частности:
— идёт дождь
— течёт некий поток,
— появляется скот или люди.
В ритуале, возможно, имела место некая огороженная гора, где и находились четыре стада основного мифа. На первый взгляд, это, три или даже четыре варианта мифа. Но ряд свидетельств арийской и славянской культуры показывает нам то, что перед нами, собственно, – один и тот же смысл, изложенный по-разному.
Там, где человек Нового времени видит непреодолимые логические противоречия, архаическое сознание никаких противоречий, судя по всему, не видело вообще. Дело в том, что дождь, идущий из тучи, или вода как таковая тождественна скоту, а последний – людям, т.е. душам умерших. Так, душа превращалась в бабочку, отсюда название насекомого: русское бабочка, польское babka, словенское babučka, а также греческое ψυχή. Греческое слово, возможно, заимствованное из общекавказского, судя по адыгскому псэ (`душа`), и означало и `душа`, и `бабочка`. Сами же представления рассматриваемого круга, однако, следует признать не заимствованными, а исконными, индоевропейскими. В сербских верованиях из сжигаемого или проткнутого колом тела вампира вылетала его душа в виде бабочки, и её также следовало уничтожить. Но, так же, как и бабочку, и душу, называли и тучи. Отсюда русское бáба `мифическая облачная жена, приносящая живую воду, т.е. дождь`, чешское слово baby `тучи`, польское dziady `то же`.
Последнее слово – стадиально позднее, язык древнейшей эпохи явно фиксировал только предков-женщин, что позволяет датировать появление этих значений как минимум раннеиндоевропейской эпохой, когда практически отсутствовали слова для обозначения мужчин. Что же касается неразличения людей, животных и явлений природы, то подобное сохранялось и гораздо позже.
Индийские же источники ясно говорят о том, что лишь фрагментарно отразилось в славянской культуре и славянских языках. Душа, как считалось у индоариев, уходила либо на север, к величию богов, либо на юг, к величию предков. В первом случае она отправлялась к Луне, а затем в мир богов, к Солнцу, и, наконец, в мир Брахмы. «Привязанный к Земле мраком и ночью, – говорится о втором пути, – покойный шёл по пути предков на Луну и возвращался на Землю в виде в виде дождевых капель и затем рождался как рис, ячмень, деревья и т.д.» Возможно, нечто подобное имело место и в народных воззрениях славян (мрак и зима как факторы, мешающие душе достичь небесного света и новой жизни).
Таким образом, смысл мифа, названного некоторыми учёными «основным», – борьба за дождь, тождественный душам людей. Велес, подобный первопредку индоариев Яме, становится владыкой и пастырем мёртвых, и стремится удержать их в своём царстве. Перун же стремится высвободить воды (скот), т.е. людей, для нового перерождения на Земле. В ритуальной борьбе и происходит вечный круговорот душ. Интересно, что такие же представления в восточнославянском фольклоре имели место и относительно самих змей («выпускание» змей весной из земли и «уход» их на зиму в землю, что отсылает к двум идеям, – змеи как дети земли и как её покойники: земля как бы рождает, но и хоронит («убивает») их»). Так как душа может быть предназначена как к новой жизни в нашем понимании, так и к иному перерождению – браку. Потому иногда герой в русских сказках отбирает девушек у царя подземного мира – «мужичка, который сам с ноготок, борода с локоток», в котором без особого труда угадывается существо того же круга, что и Велес, а может быть, и само это божество. Сказочников, в таком случае, не смущало и то, что порой эти девушки представлены как внучки этого старика, выступающего в данном случае, по всей видимости, в качестве первопредка рода.
Автор: Лисюченко Игорь Васильевич
__________________________________________________________
* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора
Читайте на нашем сайте другие интересные статьи из рубрики «Знаете ли Вы?»