О Михаиле Козарине

Изображение

Знаете ли Вы, что данный персонаж русских былин известен мало? Прежде чем рассматривать его образ, вспомним, как и почему погибла Хазария. О гибели каганата сообщают и восточные источники[I], и древнерусская летопись: «Пошёл Святослав на хазар. Услышав же то хазары, вышли против им с князем своим каганом, и сошлись биться; была брань, одолел Святослав хазар, и град их Белую Вежу взял, и ясов победил, и касогов». Для нас же важно то, что, согласно сведениям арабского автора и разведчика Ибн Хаукаля, само появление кагана хазар заставляло врагов покоряться и успокаивало междоусобицы[III].

Это был действительно «земной бог», не выходивший никогда из кирпичного дворца, тогда как обычно хазарские войска вёл только его «заместитель», носивший титул «шад»[IV]. Это гибель произвела потрясающее впечатление на всю Великую Степь. Выяснилось, что благоволение богов – именно на русском кагане, ибо великие киевские князья ещё после окончания гражданской войны в Хазарии (старая знать, поднявшая народ, против еврейских купцов-рахдонитов) приняли титул кагана.

Интересно, что сами хазары, особенно простые, вовсе не воспринимались как враги, — скорее как друзья, ненавидимые родичами, и получившие на Руси новую Родину. Такой вывод, который способен потрясти любого, легко сделать при анализе былинного сюжета «Михаил Казарин». Это явно «многослойная» былина. Впрочем, последняя особенность обычна для культуры того времени. «Многослойным» источником является русский эпос вообще. И таким же «многослойным» является и эпос иных народов, например, древнеиндийский эпос, «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах»[v]. Возвращаясь же к былине о Казарине, отметим, что невозможно присоединиться к отождествлению эпического героя Козарина (это некрестильное имя известно даже в XVI-XVII вв.!) с реальным Козариным, упомянутым в ПВЛ под 1106 г. «Воевали половцы около Заречска, и послал за ними вдогонку князь Святополк Яна, Иванка Захарьича и Козарина, и гнали половцев до Дуная, и полон их освободили, — читаем в источнике[VI].

Изначально имелось в виду отправление героя к бабушке-задворенке для прохождения обряда посвящения. Интересно, что в тех архангельских былинах о Козарине, где отправление после рождения к бабушке-задворенке ещё имеет черты древнейшего слоя данного сюжета, специально подчёркивается, что она поит его козлиным молоком, т.е. молоком священного животного[VII]. Так как певцы довольно рано перестали понимать смысл этого обряда, стало необходимо объяснить, почему Козарина изгоняют из дому. Так как его родителей сложно было в чём-то упрекнуть (инициация – обычное явление в архаике), появляется объяснение в качестве порчи, которая и обусловила подобное странное поведение родителей Козарина:

На роду Козарина испортили,
От отца от матери отлучили,
Отец с матенкой да не возлюбили,
Называли его вором и разбойником,
Всяким же да подорожником
.

Последнее легко объяснимо также ритуальным поведением членов мужских союзов, куда и отправляли такую молодёжь, обрядовыми же бесчинствами и прочее[VIII]. Далее отметим, что главный персонаж последний довольно рано — как раз-таки в IX-X вв., и это можно довольно чётко датировать, — стал осмысливаться именно как хазарин, ставший русским богатырём[IX]. Так стали объяснять конфликт между героем и его родителями, в норме – явление совершенно немыслимое в традиционном обществе. В этом, — в числе всех прочих многочисленных примеров, — выражение единства русского и хазарского народа, равно страдавших от рахдонитской верхушки. Но можно ли вообще доверять эпосу? Ведь в лучшем случае можно сказать, что фольклор, в том числе и эпос, лишь обобщённо отражают историю, причём только так, как она представлялась народу[x]. Но, несмотря на всё своеобразие эпоса как исторического источника, специально отметим, что он не знает сознательной лжи. Эта история, рассказанная самим народом, а народ сам себе не лжёт и не может лгать. Открытия же археологов показывают, что гражданская война в Хазарии не являлась и религиозной войной! Часть бежавших от победивших рахдонитов жителей Хазарии — кабаров — также исповедовала иудаизм, пусть и не такой «строгий», как еврейские купцы, и донесла свою веру до Венгрии[XI]. Таким образом, дело было не в ненависти к иудаизму как таковому, а в ненависти к жестоким и жадным рахдонитам, ставшим фактическими господами Хазарии.

Сюжет о Михаиле Козарине представляет собой «многослойное» произведение, смешивающее реалии нескольких эпох. Первоначально это былина о молодом человеке, которого отсылают в дом, где он должен пройти обряд посвящений, в результате чего такой человек становился взрослым в глазах общества. Посвящение включало в себя обрядовую смерть, и довольно рано певцы перестали понимать смысл отправления такого героя из дому. Подобные представления наложились на бурные события у врагов восточных славян – хазар, где гражданская война выбросила из привычных всем традиционных общественных рамок множество людей, ушедших на Русь и нашедших здесь вторую Родину. Потому таких изгнанных из дома молодых людей в IX-Xвв. стали воспринимать как хазар, ставших русскими богатырями.


Автор: Лисюченко Игорь Васильевич








*Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора

Читайте на нашем сайте другие интересные статьи из рубрики «Знаете ли Вы?»









ЛИТЕРАТУРА:

[i] Бейлис В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982 год/ Отв. ред. В.Т. Пашуто. М., 1984. С. 218.

[ii] Древнерусский текст см.: «Идее Святославъ на Козари. Слышавшие же Козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ, и съступишася биться; бывши брани, одоле Святославъ Козаремъ, и град ихъ и Белу Вежю взя, и Ясы победи, и Касогы». (См.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. I. М., 1962. Стб. 65; Т. II. М., 1962. Стб. 53; Т. 38. Л., 1989. С. 33; Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и1219 гг.)/ Изд. К. М. Оболенским. М., 1851. С. 14; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ Под ред. и с предисловием А.Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 117, 438, 521). А. Кёстлер полагал, что Хазария выжила после удара русов и дожила до монгольского вторжения 1230-х гг. (Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазари ее наследие. СПб., 2001. С. 127-135). Однако, его точка зрения убедительно опровергается. (См., нар.: Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1993. С. 24).

[iii] Ibn Haukal Abu`l Kásim. Descriptio ditionis moslemicae// Bibliotheca Geographorum Arabicorum. T. II/ Ed. M.J. de Goeje. Lugdani Batavorum, 1873. P. ٢٣٤.

[iv] Добродомов И.Г. Этимология, контекст, значение// Вопросы словообразования и лексикологии древнерусского языка/ Отв. ред. Р.И. Аванесов. М., 1974. С. 284.

[v] Костомаров Н.И. 1). Исторические монографии и исследования: В 18-ти томах. Т. XIII. СПб.; М., 1881. С. 64-65; 2). Русские инородцы. М., 1996. С. 121, 122-123; Иконников В.С. Опыт русской историографии: В 2-х томах. Т. II. Кн. 1-2. Киев, 1908. Кн. 1. С. 19; Липец Р.С. Эпос и древняя Русь. М., 1969. С. 9-11, 140; Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971. С. 17-18, 282; Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпоса// Русский фольклор (РФ). Т. XV. Социальный протест в народной поэзии/ Отв. ред. А.А. Горелов. Л., 1975. С. 58-59. Ср.: Васильков Я.В. Махабхарата как исторический источник (к характеристике эпического историзма)// Народы Азии и Африки. 1982. № 5. С. 52; Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. С. 74-75; Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960. С. 140-141.

[vi] Лихачёв Д.С. «Устные летописи» в составе Повести временных лет// Исторические записки. Т. 17/ Отв. ред. Б.Д. Греков. М., 1945. С. 223; Рыбаков Б.А. 1). Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 113-114; 2). Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 166. См.: древнерусский текст: «Повоева Половци ωколо Заречьска, и посла по нихъ Святополкъ Яня, Иванка Захарьича и Козарина, и въгонивьше Половце до Дуная, полон отяша». (См.: ПСРЛ. Т. II. Стб. 257; Т. I. Стб. 281; 281; Т. 38. С. 102; Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 201). Ср.: Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. М., 1974. С. 32.

[vii] Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг.: В 3-х томах. Т. I. М., 1904. №№ 48 (84), 53 (89).

[viii] Народные баллады/ Вступ. ст., подг. текста и примечания Д.М. Балашова. М.; Л., 1963. С. 187; Пропп В.Я. Морфология (волшебной сказки). Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. С. 209-210.

[ix] Пропп В.Я. Героический русский эпос. М., 1958. С. 352-360.

[x] Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпоса. С. 35; Шептаев С.Л. Поэтика исторических преданий о Разине в свете истории жанра// РФ. Т. XV. С. 102; Гутнов Ф.Х. Политогенез и генезис феодализма на Северном Кавказе// Вестник Института цивилизации. Вып. 3/ Сост. А. Черчесов. Владикавказ, 2000. С. 30. См. также: Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма// Типология народного эпоса/ Отв. ред. В.М. Гацак. М., 1975. С. 177; Васильков Я.В. Указ. соч. С. 54-55, 58, 59-60; Васильков Я.В., Невелева С.Л. Предисловие// Махабхарата. Книга восьмая. О Карне (Карнапарва)/ Пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М., 1990. С. 11; Долгов В.В. Александр Невский// Вопросы истории. 2015. № 10. С. 22.

[xi] Эрдели И. Кабары (кавары) в Карпатском бассейне// Советская археология. 1983. № 4. С. 176-177, 179; Петрухин В.Я. К вопросу о сакральном статусе хазарского кагана: традиция и реальность// Славяне и их соседи. Вып. 10. Славяне и кочевой мир/ Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2001. С. 77. Примеч. 3.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.