О добрачном периоде в традиционной русской культуре

Знаете ли Вы о добрачном периоде в традиционной русской крестьянской культуре, о нормах и традициях «молодого времени»?
Давайте же кратко рассмотрим часть этого интереснейшего периода в жизни.
В традиционной русской культуре добрачный период занимал особое место в жизненном цикле человека. Это был небольшой отрезок времени между детством и замужеством или женитьбой, а также целая социально-регламентированная ступень — «молодое время», со своими обрядами, формами досуга, нормами поведения и эстетикой.
Социальная функция молодежных собраний
Добрачный возраст в деревне был временем социализации. Молодежь училась взаимодействовать, знакомилась с традициями общины, осваивала новые формы поведения.
Главными пространствами этой социализации становились вечерние посиделки, уличные гулянья, хороводы и беседы.
Главными пространствами этой социализации становились вечерние посиделки, уличные гулянья, хороводы и беседы.
Эти собрания имели строго определённые временные рамки:
осенью — после сбора урожая,
зимой — с Покрова до Великого поста,
весной — с Пасхальной недели до Петрова дня.
осенью — после сбора урожая,
зимой — с Покрова до Великого поста,
весной — с Пасхальной недели до Петрова дня.
Летом же, во время напряжённых сельскохозяйственных работ, гулянья прекращались.
Регламент и структура посиделок
Регламент и структура посиделокПосиделки и беседы подразделялись в основном на два типа:
— будничные (прядимые) — сочетали труд и досуг: девушки приходили с прялками, пряли лён, между делом пели, играли, слушали музыканта (гармониста);
— праздничные (игримые) — полностью посвящались развлечениям, танцам и песням.
Юноши и девушки 13–15 лет начинали с участия в подростковых беседах, постепенно переходя в разряд взрослых. Именно тогда девушка «начинала девичить», а парень — «холостовать».
Правила молодежных гуляний
Правила молодежных гулянийГулянья уличные имели четко установленный порядок. На севере чаще молодежь проходила по деревне процессией: впереди — гармонист, за ним девушки, взявшиеся за руки, а следом — нарядные парни. Это шествие выполняло и эстетическую, и брачную функцию: юноши и девушки как бы «показывали себя» и «смотрели других».
На посиделках пары образовывались по взаимной симпатии. У каждой девушки мог быть свой «игрок» — парень, с которым она танцевала и сидела вместе.
Интересно, что участие в таких встречах считалось обязательным: девушек, не ходивших на беседы, могли не сватать вовсе. Отказ от участия воспринимался как нежелание вписываться в общинную жизнь, что снижало «славутость» девушки — её репутацию и привлекательность как будущей невесты.
Эстетика и наряд как форма самопрезентации
Наряд играл важную роль: он символизировал и эстетический вкус, и социальный статус семьи. На праздничные беседы девушки надевали лучшие наряды.
Именно через внешнюю выразительность они демонстрировали личное достоинство, молодость и жизненную энергию, т.к. в большинстве своем сами шили и украшали свои наряды.
Именно через внешнюю выразительность они демонстрировали личное достоинство, молодость и жизненную энергию, т.к. в большинстве своем сами шили и украшали свои наряды.
Критерии красоты и брачной привлекательности
Эталоны красоты в традиционной культуре отличались от современных.
Красивыми считались рослые парни с кудрявыми волосами — образ силы и жизненной энергии.
Девушек же ценили крепких, ладных, трудолюбивых, способных стать хорошими хозяйками и матерями.
Красивыми считались рослые парни с кудрявыми волосами — образ силы и жизненной энергии.
Девушек же ценили крепких, ладных, трудолюбивых, способных стать хорошими хозяйками и матерями.
Социальное происхождение также играло роль: дети, рождённые вне брака, были не в чести — им приписывались недостаток целомудрия и верности. Девушек из таких семей нередко избегали, и им грозила участь «старых дев» или матерей-одиночек.
Социальный смысл добрачного периода
Таким образом, добрачный период в традиционной русской деревне был не столько «временем развлечений», сколько социальным институтом — системой подготовки к браку и семейной жизни.
Он сочетал в себе элементы труда, ритуала, эстетики и морали, отражая весь комплекс традиционных представлений о правильной, «устроенной» жизни.
Он сочетал в себе элементы труда, ритуала, эстетики и морали, отражая весь комплекс традиционных представлений о правильной, «устроенной» жизни.
Это было время формирования личных связей, проверки характера и совместимости, время, когда коллектив не только позволял, но и требовал проявления чувств — но строго в рамках общинных норм.
Любите русскую историю и фольклор?
Хотите узнать больше?
Хотите узнать больше?
Подписывайтесь на нас и рекомендуйте — здесь оживает русское наследие!