О традициях первого свадебного дня на Руси

Знаете ли Вы об особых традициях первого свадебного дня на Руси?
Свадьба в традиционной русской культуре — это целый обрядовый цикл, наполненный символами, обрядами и песнями.
Особенно значимым считался первый свадебный день, когда происходило официальное и духовное соединение жениха и невесты, двух родов. Этот день объединял как христианские элементы — венчание, благословение иконами, — так и архаичные, дохристианские традиции — “посад”, свадебное деревце, каравай и обрядовые песни.
Утро невесты: обряды очищения и прощания.
Первый свадебный день начинался с обрядового умывания. Невесту умывали “чистой водой” — иногда принесённой из трёх родников или колодцев, что символизировало очищение от прежней жизни и готовность к новому состоянию.
Подруги пели протяжные прощальные песни:
“Не плачь, красна девица, за родимым домом —
Тебе новый дом готов, тебе новая доля ждёт.”
После умывания происходил обряд заплетания косы, на голову надевали убрус или венец, а поверх — повойник, головной убор замужней женщины.
Поезд жениха и обряд выкупа.
Жених отправлялся к невесте в сопровождении дружки, шаферов и сватов. Дорога к дому невесты превращалась в целое обрядовое шествие имеющее военнизированный характер. По пути поезд его могли “останавливать” символические ворота или заставы, где сторона невесты требовала символический “выкуп”: монеты, мед или песни.
Каравай — хлеб судьбы.
Особое место занимал свадебный каравай — символ достатка, благополучия и единства.
Каравай украшали узорами — солнцем, птицами, колосьями. Разламывали его на первом свадебном пиру, а также одаривали им гостей — “на счастье”.
Хлеб-соль и благословение молодых.
Перед отправлением в церковь или на венчание молодых благословляли иконами и хлебом-солью.
Венчание и «сведение рук».
После прихода христианства центральным обрядом стал венчальный чин — соединение жениха и невесты перед Богом. Однако долгое время рядом с ним сохранялись и другие древние формы, например «сведение рук» (символический акт соединения судеб).
После венчания молодые возвращались в дом, где начинался главный пир — “веселье”.
Свадебный пир: единство родов.
Пир открывался торжественным внесением каравая и приглашением обеих сторон за стол. Род невесты и род жениха рассаживали по разным сторонам — символ двух миров, соединяющихся через молодых.
Главными фигурами на пиру были дружка (распорядитель, хранитель порядка) и сваха — женщина, ответственная за женскую часть торжества.
Посад — усаживание молодых.
Кульминацией первого свадебного дня был “посад” — торжественное усаживание молодых на почётное «княжеское» место (“на посад”).
Их сажали рядом под рушником или на шубу мехом вверх — “чтобы жили тепло и богато”. Под лавку могли класть зёрна, монеты, шерсть — символ плодородия и хозяйского достатка. Молодые пили из одной чаши и делили кусок хлеба — знак их будущего единства.
После “посада” жених и невеста принимали поздравления и дары.
Свадебное деревце: символ рода и плодородия.
В некоторых регионах Руси важной частью свадебного поезда было “свадебное деревце” (чаще ель). Его украшали лентами, пряниками, яйцами, орехами. Деревце позже ставили на стол или рядом с молодыми, как символ новой жизни, продолжения рода и процветания семьи.
К вечеру первый день завершался обрядом проводов — невесту “провожали” из родного дома в дом жениха. Этот переход символизировал полное включение женщины в новую семью.
Заключение.
Первый свадебный день на Руси — это сложный многомерный сплав языческих и христианских элементов — всё это было сакральным действом, закреплявшим новую жизненную структуру: семью как основу рода и мира.
В традициях первого свадебного дня на Руси отразилось древнее понимание гармонии человека с природой, родом, Богом и высшими силами.
Любите русскую историю и фольклор? Хотите полную версию статьи?
Пишите комментарии и подписывайтесь на нас — здесь оживает русское наследие!
#Светославъ #знаете_ли_Вы