О традициях второго свадебного дня на Руси

Знаете ли Вы, о традициях второго свадебного дня на Руси?
Сам свадебный праздник мог продолжаться от трёх до семи суток, в зависимости от достатка семьи и местных обычаев.
Второй же день свадьбы занимал особое место — он был переходным между торжественной частью венчания и «бытовой» частью свадебного пира, когда новоиспечённая семья проходила первые испытания и ритуалы «вхождения» в род.
Второй день свадьбы — самый весёлый. Дружка, сваха или свекровь «будили» молодых стуком в дверь или по тазу, криками, битьём посуды, игрой на балалайке или гармони. Молодых отправляли в натопленную баню. Проводы молодых в баню с брачной постели сопровождались песнями эротического содержания.
Через шутку и пародию люди снимали страх и напряжение, оставшиеся после «неизвестного и страшного» свадебного обряда и первой брачной ночи.
Во многих местах играли в ряжение.
«У нас ярочка пропала!» — с этих слов начинались символические поиски невесты — ярочки.
Сохранились свидетельства о такой интересной традиции как «Ярочку искать».
Слово «ярка» значило и овечку, и молодую пылкую женщину.
Искали ярку обычно родственники невесты — обязательно женатые — надевали шубы мехом наружу, перевязывались верёвками, изображали стариков, солдат, цыганок. Мужчины переодевались женщинами, женщины — мужчинами. Ничего не должно было быть нормой, «впору»: разные сапоги, рукава, нарочно измененные громкие голоса.
Ряженые обвиняли дружку, что «ярочку упустил», обматывали его рогожей и вели «на позор». Исполняли частушки с двусмысленным подтекстом, дурачились и пели. Смех здесь имел магическую силу — он обезвреживал тревогу.
«Смешное вывертывали наружу, чтобы страшное не вошло внутрь», — говорили старики.
Следом могло идти пародийное венчание. Женатая женщина изображала жениха (с нарисованными усами), а мужчина — невесту в нелепом наряде. Их встречали с «караваем», который иногда заменяли обычным кирпичом. Исполнялись шутливые песни о «барынях-рассыпухах» и «камаринского», где высмеивались все свадебные условности.
После смеха приходил черёд испытаний молодых.
Иногда молодым давали пилу — распилить что-то вместе: символ совместного труда.
Невесте же вручали веник — «выметай сор». Гости бросали под ноги мусор и монеты: что соберёт — её счастье. Если веник без метёлки, проси у свекрови — значит, готова к семейной иерархии.
Дальше — включение в общину. Молодку посылали «по воду»: она бросала в реку кусочек хлеба или пояс. Соседки пытались опрокинуть вёдра, требовали выкуп. Так проверяли — умеет ли она ладить с людьми и хранить воду в доме, то есть мир и лад.
А в южных областях жених должен был катать тёщу в телеге до реки. Там он её обливал водой — и это означало не насмешку, а символическое «породнение», переход из мира чужих в мир своих.
Когда все обряды заканчивались, начиналось застолье — «сырный стол» или «княжий обед». Теперь молодые принимали гостей сами, уже как хозяева.
С исчезновением крестьянской общины и обрядовой культуры многие из этих ритуалов утратили своё значение, однако их образы и мотивы до сих пор сохраняются в фольклоре, народных песнях и современных реконструкциях старинных свадеб.
Так второй день свадьбы превращал страх и неизвестность в смех и игру, он лечил, защищал, очищал.
После него можно было вступать в новую жизнь — без страха, с радостью и светлой надеждой.
#Светославъ #знаете_ли_Вы