Деды. Поминальные дни. Родительская суббота.

ИзображениеВ последнюю неделю октября-листопада начинаются в народном календаре восточных славян поминальные дни, которые называются Родительская (Дмитриевская) суббота (у русских) или Деды (у белорусов и украинцев). Приходятся они на последнюю пятницу и субботу октября (листопада). В эти дни поминали усопших, своих предков. Также, неделя на которую выпадали родительские дни называлась тоже родительской. В центральном Полесье пятница называется Дедовым днём, а суббота – Бабьим (Деды и Бабы).

Культ предков – является характерной чертой славянской культуры. Более того, он представлен в большинстве обрядовых комплексов всего годового круга. Известны поминальные дни (от трёх до шести в разных локальных традициях) проходящие и весной, и летом, и осенью, и зимой. Тем не менее стержневыми считаются весенняя «Радоница» (Радавнiца-бел.) и осенние «Деды» (Дзяды-бел.)

Весной на «Родоницу» люди всей семьей шли на кладбище, чтобы навести порядок на могилах предков и получить их благословение на начало сельскохозяйственного цикла работ, а осенью приглашали их к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Смысловым центром представлений об этих днях, является приход душ предков на поминальную трапезу и приготовление этой семейной трапезы их живыми родственниками.

Массив мотивов и сюжетных линий «Дедов» воплощается во многих традициях (в частности в Белорусской) в двух почти параллельных кодах, пособляющими друг друга: вербальном, выраженном в нарративах различных жанров ( быличках, поверьях, предписаниях, запретах), и в ритуальном, проявленном в приготовлении поминальной трапезы, соблюдении запретов на множество видов работ, магических практик наблюдения за знаками, а так же соблюдение способов избавления от остатков поминальной пищи.

О праздновании

Изображение

В белорусской традиции сохранилось очень много свидетельств и материала о праздновании Дедов. Вот лишь некоторые из них. Считается, что космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями.

Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти – на ней вырезались имена умерших членов семьи.

Обычно в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, а вот поминальный стол ставили иначе– вдоль поминальной балки. Во главе стола находилось место хозяина – отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот старались соблюсти неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), а женщины – с левой.

Жены – напротив мужей, а не рядом.

Перед этим днём чисто убирались в доме, мылись в бане, где оставляли новый веник для душ предков и ведро чистой воды. В пятницу вечером начинали праздновать, после ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков за стол в дом. На следующий день, в субботу, хозяйка готовила угощения, особенно любимые их предками. В основном это были кутья, блины, яичница, мясо. Есть, также, сведения, что ко дню поминовения усопших откармливалась и закалывалась свинья.

Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование «Дзядов», как «Калядав», начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал её всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках и уже вместе перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: «Святые дзеды, завём вас! Хадзите до нас! Ёсть тут всё, што Бог дав, чим тольки хата багата. Просим вас – лятите да нас!» Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник – для «дзядов». Только после этого начинали есть сами.

О еде и ритуале

Изображение

«Родительская справлялась, что называется, честь-честью».

Приготовляются к ней, «словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души.»

Как уже говорилось, за поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины – обязательно. Каждое блюдо необходимо было подавать парно в четном количестве (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. К сожалению, об этом еще никто не писал, а ведь у славян символика четных и нечетных чисел – это деление всего мира на мир живых и мир умерших. Поэтому, когда мы накрываем любой стол, каждое блюдо надо подавать на двух тарелках, а хлеб предлагать двумя кусочками (один кусочек кладется только на «Раданицу» у могилы умершего).

Наливали отдельно воду и вешали полотенце, полагают, что для того, чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержанно. Вспоминали только лучшее в поступках своих умерших родственников, поступки которыми можно было гордиться. «Покойника не поминай лихом, а добром – как хочешь.»

Еще один из законов этого поминального стола – ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. При этом смотрели, в какую сторону шел дым, – если дым уходил в сторону двери, то считалось, что в семье в течение года кто-то умрет. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: «Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!»

О питии

Изображение

Пусть и легкое, но спиртное на наших поминальных столах было: чарка медовухи – это ведь в первую очередь средство для снятия психологической нагрузки, всегда связанной с поминовением. Однако золотое правило народной культуры гласит: «Первая ложка кутьи, первый блин комом, первый глоток спиртного – предкам». Хозяин брал стограммовую чарку спиртного и треть содержимого отливал умершим. Вторую треть выпивал сам. Оставшуюся часть оставлял в рюмке. Это было законом. Все остальные также не допивали. Я всегда подчеркиваю: между поминальными столами и другими застольями – например, свадебными – принципиальная разница. Тем более в употреблении спиртного. Кстати, вино «дзядам» всегда наливается «от себя». Никогда не наливайте так живому человеку. И «пей до дна!» – это не для поминального стола.

Выпивали, таким образом, доливая, но не допивая, по три чарки. В целом получалось около ста граммов. То есть получалось, что отцу вместе со взрослыми сыновьями (порядка 3-4) приходилось выпить за вечер сто граммов спиртного.

О остальном

Этнографические записи также показывают множество уникальных свидетельств о остальных интересных действах связанных с «Дедами».
Например, поверье о том что души умерших/дедов могут видеть особые люди (дети, нищие, «счастливые у Бога»)

О том, что увидеть их можно:

  • Смотря из-за дежи,
  • соблюдая молчание,
  • смотреть натощак(поститься),
  • выпрясть нитку из остатков пряжи,
  • смотреть через хомут или надев на себя хомут.

О том запретах в поминальные дни:

  • запрет прясть, ткать, сновать,
  • запрет выбрасывать мусор
  • запрет на домашнюю работу
А вот белорусские этнографические записи:

— На Деды у субботу вэчэрають да кладуть лыжки на сил, усэ лыжки прынесуть кильки е у дому, бо дэды прийдуть повечэраюць да й пиийдут.Трэба вечэру добру спраулять.А шче у комина отсунут бляху, бо деды кроз комин пийдут.

(с.Нобель Зареченского р-на, Ровенской обл.,1980 г., зап Г.И. Берестнев)

— Як мясоед кончаеца, от робляць Дзеды-тыждзень тот перед саменьким постом.Готуюць от у пятницу посное, понаварваюць, да вечераюць да ужэ и покидаюц на столе, бо, кажуць, Дзеды придуць, да будут есьци, а там поприбераюць рано.А рано –едзяць ужэ, кажуць, скромное.
— Кто придёт?
— А мёртвуе.

(с.Стодоличи Лельчицкого р-на Гомельской области,1984 г., зап.С.М.Толстая. )

— Радители.Дзяды.
— А если дочка у вас умерла, это тоже родители?
— А як же? То ж усе помёрлые-радители. И деды –кажуть. От, кажуть, дзеды вечерать прыходят на поминальные дни, на Деды

(с.Ручаевка Лоевского р-на Гомельской обл.,1984.г., зап.В.И. Харитоновна от Галузо Анны Романовны,1906 г.р.)

Изображение

«Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот – начав поминанием сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее». Для наших предков поминки были праздником, светлым днём. В этот день также наблюдалось на Руси «радование» живых. Это объясняется представлениями русского народа, что все обездоленные, нищие, страждущие в земной жизни после смерти обретут счастье и будут пребывать в вечной радости.

В октябрь-свадебник молодожёны оставляли на могилках своих усопших родных поминальные пироги. Нищие часто подбирали их, помня все поминальные дни и вспоминали добрым словом щедрых поминальщиков и тех кто испёк сытной снеди самим обездоленным. И хотя на Руси было двоякое отношение к нищим, но в эти дни старались подать убогим.

У хранителей древле-песенного народного творчества: калик перехожих, убогих певцов; Родительский день отмечен особо в целом ряде любопытных стихов-сказаний.


Источники:

  • Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века / Сост. Е. Левкиевская, Л. Виноградова. — Litres, 2014. — Т. 2 Демонологизация умерших людей. — ISBN 5457526550.
  • Аполлон Коринфский. Народная Русь. Круглый годъ сказанiй, повѣрiй, обычаевъ и пословицъ русскаго народа. Год выпуска: 1901
  • Комментарии Ивана Ивановича Крука, кандидата филологических наук, автора книги «Сiмволiка беларускай народнай культуры».
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.