Традиционные воинские игры и забавы русского народа. Анастасия Колесник

Традиционные воинские игры и забавы русского народа — совокупность исторически сложившихся форм традиционных игр и видов физической активности, с выраженным явно или в редуцированном виде военно-прикладным сюжетом. Традиционные воинские игры и забавы существуют в культуре коренных народов и возрождаются сегодня в рамках этноспорта в качестве традиционных игр и спортизированных форм исконных забав.

Изображение

Становление и развитие

Испокон веков у русских существовало большое разнообразие видов рукопашных состязаний, развивающих различные специальные физические качества, а также навыки прикладного боя. Обучение единоборствам проходило в состязательно-игровой форме, которой Б. В. Горбунов дал обобщенное определение «воинская состязательно-игровая традиция».

Термин воинская состязательно-игровая традиция характеризует явление в историко-этнографическом смысле и в контексте теории этноспорта он становится частью понятия «традиционные воинские игры и забавы».

Особенного расцвета, как в сельской местности, так и в крупных городских центрах традиционные воинские игры и забавы русских достигают в конце XVIII в. Затем на протяжении XIX—XX вв. явление плавно угасает.

В прошлом это социально-историческое явление охватывало все мужское население патриархального общества. По данным исторических исследований на территории Российской Империи ещё в XIX — начале XX в. обычай таких состязаний бытовал, по крайней мере, в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей). В том числе он отмечен в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах. То есть данная традиция охватывала всю территории России, заселённую русскими, украинцами и белорусами.

При Екатерине II кулачные бои носили столь открытый характер, что известные Екатерининские фавориты — братья Орловы и граф Растопчин пытаются возглавить эту народную забаву, как бы сделать её государственным установлением. По их указаниям изготавливаются возами и затем раздаются бесплатно боевые рукавицы. Кулачные бойцы поощряются ценными подарками, для крепостных крестьян, в одном из имений Орловых (Ропше, под Петербургом), организуется специальный манеж, где производится тренировка бойцов. Орловы не только присутствуют на боях, но и лично принимают участие в состязаниях.

Насколько серьёзной была попытка Орловых унифицировать русские кулачные бои с целью придать им некий государственный смысл, может служить тот факт, что придворному оружейнику Лебедеву было приказано сделать звезду, которая бы могла служить наградой лучшим кулачным бойцам.

В придворной среде и господствующих кругах тогдашнего общества не наблюдалось тяготения к этим видам народной физической культуры. Наоборот, на страсть Орловых к кулачным боям смотрели как на чудачество или, по выражению Дашковой, как на «неистовую вакханалию».

Начав в 1749 г. Службу солдатом в Семеновском полку и получив чин капитана пехоты, Григорий Орлов особенно ценил коллективный кулачный бой — стена-на-стену, как военную игру. По сообщению Дмитрия Ровинского и других авторов Григорий Орлов, часто присутствуя на кулачных боях, живо интересовался ходом сражения, применяемой при этом народной смекалкой и военной хитростью. Фактически братья Орловы попытались сделать из русского кулачного боя некое подобие спорта. Эта идея намного опередила свое время и впоследствии, как это всегда бывает в России, вернулась к нам виде английского бокса.

В 40-60-х г. XX века оживился интерес к традиционным видам физической активности русских. В этот период широкое распространение получают спортизированные русских народных забав: городки, лапта, гиревой спорт. Меньше повезло таким элементам системы военно-физического воспитания как традиционным воинским играм и забавам: кулачному бою стенка-на-стенку и различным вариантам борьбы, рукопашного и палочного боя.

Перед Великой отечественной войны, известный боксёр К. В. Градополов опубликовал правила группового бокса. Он писал: «Прообразом группового бокса (организованного и ограниченного определёнными правилами) является русский самобытный народный спорт — „стенка на стенку" (кулачный бой)». С 1941 по 1944 год по групповому боксу проходило первенство тихоокеанского флота, но после войны соревнования прекратились. Градополов ещё не раз касался темы кулачного боя в своих работах, отмечая преемственность советской школы бокса с самобытными формами русского кулачного боя. Причем эти утверждения делались в 1950 г. с международной трибуны на конгрессе АИБА в Копенгагене, где К. В. Градополов выступает с лекцией «Бокс в СССР».

В это же время значительное развитие получила борьба самбо, которая во многом обобщила опыт традиционных видов борьбы народов СССР. Практически все учебные пособия по самбо начинались с исторического описания русской борьбы. Это позиционировало самбо, как, частично, русскую борьбу, делая практически невозможным параллельное развитие самобытных форм. Процесс эмансипации и разрушение традиционного образа жизни в Центральных регионах шёл значительно быстрее, чем в национальных окраинах, что послужило скорейшему исчезновению исконных забав из празднично-досуговой жизни общества.


Для создания работы использовались следующие сайты:

  • Атмановские кулачки — atmanovskiekulachki.ru
  • Молодецкие игры и забавы — summercamp.ru/Молодецкие_игры_и_забавы

Фотографии взяты из групп:

  • Русские игры — vk.com/rustradgames
  • Играй город — vk.com/igray_gorod

Автор статьи — Анастасия Колесник.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.