О подтверждении и отражении быллинных событий...

Изображение

Знаете ли Вы, что анализ конкретных реалий сигнализирует о наличии тех или иных архаичных «слоёв смысла». Так, пригородки в эпосе известны и у Киева, и у Москвы, и у Литвы. В Древней Руси так называли второстепенные города той или иной земли. Известный древнерусский оборот «взять город на щит» — на полное разграбление и продажу в рабство его жителей — в измененной форме сохранился и в былинах. Былины не забыли и сбор народного ополчения. Существует уникальный во многом текст, где даётся подробное — в противоположность письменным источникам! — описание последнего. Собирает народное войско здесь сам Владимир, что чрезвычайно нетипично для былины:

Набирал набор он ровно три года: / У которого было ведь семь сынов, / Он ведь шесть сынов ноньче себе берёт, / А шестого дома он оставливал, / Да отцу-матушки да на пропитание. / У которого было ведь шесть сынов, / Он ведь пять сынов ноньче себе берёт, / А шестого дома он оставливал, / Да отцу-матушки да на воспитание…

Менее ярок текст следующей старшей исторической песни:

Скопин собирал мужичков да новгородских, / Говорил ён мужичкам да новгородским: / — Ай же мужички вы новгородские! / Соберите-тко мне силушки сорок тысящ / Да й повыгнать из Москвы Литва поганыя. / Эты мужички да новгородские / Собирали ёму силушки сорок тысящ: / Ехал-то Скопин да к каменной Москвы / Со своима со войскамы со великима.

Имеются и тексты, где пир фактически тождествен вечу, что весьма правдоподобно, учитывая значение пира, известное из других источников. Тем не менее прямое отождествление пира и народного собрания, подчеркнём, не известно в летописях. В старине же читаем:

Собирает солнышко — Владимир-князь / Он почестен пир, / На весь-то он да стольной Киев-град, / Всех хрисьян да всех бояр: / «Помогите да моему горюшку». / Собрались все бояра да хрисьяне и все богатыри, / И стали они разговаривать, / Кого в поле послать да на заставушку, / На заставушку великую…


При всём при том мы не должны забывать, что у народа не было иных источников, кроме фольклорных, для воссоздания реалий столь отдалённых эпох, что само по себе показывает, вопреки определённому скепсису ряда учёных, значительный потенциал рассматриваемой нами «устной истории» восточных славян, да и других эпосов. Так, свидетельства англосаксонского эпоса «Беовульф» и «Битвы при Финнсбурге» порой неплохо подтверждают археологические свидетельства. То же самое следует сказать и о гомеровском эпосе, который воспроизводил реалии микенской эпохи, и об ирландском эпосе. Последний в целом отражает ситуацию в обществе островных кельтов последних веков до новой эры.Возвращаясь же к «Беовульфу», следует отметить, что он в целом был создан в VI в. ещё до того, как племена ингвеонов переселись в Британию и произошёл, в целом, разрыв связей последних с материком.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.