О «звериных» имёнах на Руси и оборотничестве

Изображение

Знаете ли Вы, что существовало обилие «звериных» «некалендарных» имён наряду с крестильными на Руси вплоть до XVII в., а иногда и позже.

Так, имена, употреблявшиеся в средневековой Руси – это Волчий Хвост, Ворон, Собака, Волк, Воробей, Бык. В Волынской губернии и в XIX в. как имя собственное употреблялось слово Соловей.

То же самое, по сути дела, мы видим у тюрок. Здесь широко известно сравнение воинов с волками, а врагов – с овцами. Интересно, что то же самое сравнение, имевшее, видимо, характер «бродячего», имеет место и в сербской «Александрии». В орхонских надписях (самых древних у тюрок) известно имя собственное «Чёрный Ворон». В конечном итоге, перед нами –реликты представлений об оборотничестве воина. В дастанах (народных романах этих народов) герой оборачивается тигром, львом, соколом, кречетом, ястребом, что является, разумеется, крайней архаикой. Отзвуки черт оборотня в русском эпосе имеются у Чурилы.

Представления об оборотничестве у славян – чрезвычайно древние, у болгар, в частности, они фиксируются уже в X в. как в собственно болгарских, так и в иностранных источниках.
«Се же есть первое, тело свое хранить мертво, и летает орлом, и ястребом, и вороном, и дятлом, рыщут лютым зверем и вепрем диким, волком, летают змием, рыщут рысию и медведем»,
– читаем, в частности, в болгарском источнике.

Примерно то же самое мы видим и в «Саге об Инглингах»:
«Один мог меняться, в таком случае его тело лежало, будто он спал или умер, а сам он в то время был птицей или зверем, рыбой или змеем, и в единый миг переносился в иные земли по своей надобности или же по делам иных мужей».

Признать влияние двух процитированных источников – древнеисландского и болгарского – друг на друга едва ли возможно, потому перед нами – или типологическое сходство, или же результат влияния «ходячих» представлений об оборотнях, распространённых в поверхностно христианизированных странах средневековой Европы.

Оба примера серьёзно отличаются от представлений обских угров об улум ис, 'сонной душе', которая путешествует в виде единственного животного – глухарки, причём у каждого человека. Здесь мы видим более простые представления, касающиеся всех, а не бога (северные германцы) или колдуна (славяне).

#Светославъ #знаете_ли_Вы

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.