Об орле у индоевропейцев
Знаете ли Вы, что птицей бога грозы у индоевропейцев был орёл?
Как бык также связан с богом грозы, бык и орёл могли сближаться, что мы, собственно говоря, и видим у северных германцев: скандинавы верили, что если снится орёл, то это предвещает быков.
Памятники же древнерусской литературы выказывают пиетет перед орлом как перед царём птиц. В исторических песнях XIX в. с ним сравнивался и русский царь. Орёл был изображён и на гербе Чернигова, что отражает, по всей видимости, весьма древние представления. Но в восточнославянской традиции сохранились и представления о том, что огненный змей, в образе которого явно угадывается Велес как владыка хтонических животных, сильнее орла как владыки птиц, причём основное преимущество змея – его власть над огнём, которым он и опаляет крылья своего врага. Это глухой отзвук «бокового ответвления» «змееборческого мифа». Однако, в исторической песне XVIII в. с чёрным кречетом и сизым орлом сравнивается враг — турок. В другой исторической песне того же века казак, поединщик турка, сравнивался с ясным соколом, а сам турок – с сизым орлом, вылетающим из-за лесу тёмного, из провальица глубокого. Ничем, кроме изначально хтонических связей этой птицы, данный факт объяснить, видимо, не возможно. Если же мы будем иметь в виду связь бога грозы, образ которого очень рано соединился с образом орла, с подземным миром, всё встанет на свои места. Тогда будут понятны и чёрные орлы болгарского эпоса, тогда как этот цвет обычно связан с хтоническим миром, и огромный коршун (орёл) с крыльями до земли как хозяин мира, куда отсылаются болезни, в восточнороманских заговорах.
Особое значение имеют орлёночки, которые воскуркивают при приближении змееборца к пещерам змея в былине о Добрыне из Северо-Востока Сибири, но здесь их роль явно забыта, и непонятно даже, на чьей стороне они стоят – Змея или героя.
Наконец, потрясающие данные даёт изучение молдавского орнамента в виде змеи. Змея здесь может изображаться на коньках, к тому же, очень часто её изображения «сочетаются с солнцем или солярными знаками, с птицами (голубь, петух), с растительным орнаментом», что не только «подчёркивает темную связь змеи в традиционном представлении народа с силами, дарующими плодородие, урожай, следовательно, благополучие», но и связывающих птиц – голубей (птица бездны) и петухов (связанных со всеми мирами – как Верхним, так и человеческим, и Нижним), со змеёй. Ещё более интересно сочетание змеи с коньком дома (верхом и конём как земным и небесным персонажем одновременно) и Солнцем.
Автор: Лисюченко Игорь Васильевич
__________________________________________________________
* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора
Читайте на нашем сайте другие интересные статьи из рубрики «Знаете ли Вы?»