Антропонимикон славянского мира.

Выбор имени сыну, дочери, племяннику и внуку, пожалуй одна из наиболее актуальных тем в жизни человека. Трепет перед выбором имени заложен в нас многовековой традицией существования выбора имени - имянаречения. Как же нарекали своих детей в дохристианский период, и в периоды последующие, об этом и пойдет речь, в настоящей статье.

С XI по XIII в., несмотря на официальное принятие христианства, продолжал существовать, функционировать и развиваться неканонический фонд имен. Многие из «личных имен и прозвищ», использовались в это время. Подтверждением широкого употребления исконно славянской личной ономастики в XI—ХIII вв. служат и новые материалы, в частности берестяные грамоты, найденные в 50—60-е годы нашего века в Новгороде и Пскове. Не прекращалось возникновение и использование неканонических антропонимов (в виде подлинных и «вторых», «мирских», «прозвищных» имен, в составе «вторых» отчеств, или полуотчеств, и фамилий) и в XIV—XVII вв.

И тем не менее с 988 г. антропонимическая ситуация в Киевской Руси изменилась: под влиянием церкви стали распространяться предусмотренные церковным каноном и календарем христианские имена. Они не могли сначала конкурировать с родными для славян именами как в количественном, так и в «качественном» отношении: образованные от нарицательных слов греческого, латинского, древнееврейского и других языков, они воспринимались как непонятные, странные, трудные для произношения.

Христианские имена документируются уже с начала X в. Так, в Лаврентьевской летописи под 1015 г. находим: Георгий, отрок князя Бориса; под 1033 г.: князь Евстафий Мстиславич; под 1018 г.: посадник Костянтин. Также в «Остромировом евангелии» (1056 г.): в крещении Иосиф, мирьски Остромир. Христианских имен несколько больше в XII в.: Софья Ярославна (1157), Фома Назарович (1182), князь Давыд Ольгович (1190) — в Ипатьевской летописи. Однако, в XI—XII вв. «христианские имена, хотя и давались при крещении, но в общежитии (а оттуда и в письменности) употреблялись редко... С XIII в. употребление христианских имен заметно расширяется». Особенно значительное расширение удельного веса христианских имен приходится на XIV в. и последующие века. XIV в. можно считать переломным в борьбе некалендарных и календарных имен: христианские имена начинают превалировать в документах официального характера, имена дохристианские все более оттесняются на второй план, хотя еще долго будут служить русским людям в качестве «вторых» личных имен и еще больше и шире — в качестве базы для образования многих русских фамилий.

Благо, существует масса научных изданий по вышеизложенным темам, которые мы представляем Вашему вниманию:

Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур.

Карпатская диалектология и ономастика.

Красовский И. Прозвища галицких лемков в XVIII столетии

Морошкин М. Славянский именослов

Николай Спафарий, некалендарные имена, Шафарик

Никонов В.А. Словарь русских фамилий.

Унбегаун Б.О. Русские фамилии.

Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии

Русская ономастика и ономастика России.

Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён

Чучка П. Прозвища закарпатских украинцев

Шур В. Белорусская АН и ТН.

Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров.


Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.