Русская палеография. История. Азбука. Прописи. Обучение.
В дохристианский период у славян уже существовала письменность. Об этом известно из византийских и арабских источников. Согласно византийским источникам, текст договоров 907 и 911 гг. был составлен на двух языках – греческом и славянском. Эль-Масуди в своей книге “Золотые луга” описал пророчество, вырезанное на камне в одном из языческих славянских храмов. По свидетельству арабского писателя Ибн-эль-Недима «славяне имеют письмена, вырезаемые на дереве». Сведения о древней славянской письменности есть в произведении «Сказание о письменах» черноризца Храбра: «Прежде словене не имеху книгъ: нъ чрьтами и резами чьтеху…».
Все эти свидетельства подтверждаются археологами, которые обнаружили в слоях середины Х в. костяные стержни (писала) с острием на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного.
Таким образом, славяне использовали для чтения и ворожбы руноподобные знаки, так называемые “черты и резы”.
Созданию славянского алфавита предшествовало образование Великоморавского государства, где были объединены Моравия, Малая Польша, Словакия, часть Чехии. Официальное крещение населения этого государства состоялось в 830 г. Первоначально церковная организация Великой Моравии была подчинена Баварскому бискупству. Однако в середине IX в. началось движение за создание независимой церкви.
Великоморавский князь Ростислав в середине 9 в. обратился к императору Византийской империи Михаилу III с просьбой прислать епископа и учителей, которые смогли бы проповедовать для славянского населения Моравии христианское вероучение на родном для них языке.
Результатом просьбы князя Ростислава стала организация миссии, во главе которой были поставлены два брата – Константин (Кирилл) и Мефодий. Греки по происхождению, оба они были уроженцами города Фессалоники, известного среди славян под названием Солунь (поэтому их часто называют “солунские братья”), и свободно владели тем славянским диалектом, на котором говорили жители города.
Когда братья приехали в Моравию, они не только вели просветительскую работу, но и трудились над переводами важнейших богослужебных книг на славянский язык. Для этого Константин и Мефодий использовали свое знание солунского диалекта. Этот древнеболгарский диалект был схож с речью моравских славян.
В 869 г. Кирилл скончался, но работа над переводами богослужебных книг продолжалась. Нам известны имена его учеников, наиболее ярким из которых был Климент. После смерти Мефодия в 885 г. ученики Кирилла были выдворены из Моравии и отправились в Хорватию и Болгарию, где в Х в. были созданы новые центры славянской письменности.
Такова история создания славянской письменности, так был создан литературный язык славян. Для обозначения этого языка в научном обращении сейчас используются два термина: “старославянский” и “церковнославянский” языки.
Важнейшей частью палеографии является изучение начерков рукописей. Под начерком понимается общепринятый в то или иное время вид письма, индивидуальные отличия которого принято называть почерком.
По своему характеру начерки, существовавшие на Руси, могут быть разделены на устав, полуустав и скоропись.
Устав. Палеография различает три разновидности устава: ранний, средний и поздний. В общем виде, безотносительно внутренней периодизации, устав можно определить как письмо, напоминающее печатный текст и имеющее следующие особенности:
- буквы пишутся в строке, они пропорциональны и симметричны;
- нажим пера – ровный, линии – правильные;
- буквы пишутся прямо, перпендикулярно строке, стоят отдельно друг от друга на примерно равном расстоянии;
- текст не разделён на слова.
Древнейший устав XI в. отличается пропорциями букв, близкими к квадрату. Буквы были широкими, писались на довольно большом расстоянии друг от друга.
Развитие устава в XII в. привело к постепенному отказу писцов от прежней геометрической стройности буквенных начертаний, требовавших большой затраты труда. Теперь буквы стали уже менее широкими и расстояние между ними было меньшим.
Во второй половине XIII и в XIV вв. устав теряет свою геометрическую форму. Вместо прямых линий в буквах все более начинает допускаться кривизна, в округлых буквах исчезает правильная дуга. Буквы вытягиваются вверх. Писцы стремятся к более быстрому и упрощенному письму в погоне за беглостью письма. Намечается переход от устава к полууставу.
Полуустав. Как графическая разновидность кирилловского письма полуустав возник в 13 в. Его появление было обусловлено использованием более быстрого и удобного способа написания:
- буквы были мельче, теряли геометричность, писались более вытянутыми и выходили за линию строки;
- использовался лёгкий наклон;
- выросло количество сокращений;
- появились деление между словами и знаки препинания.
Полуустав характерен для книг светского содержания и деловых документов. Он стал образцом для первых печатных шрифтов, которые употреблялись в 16 – 17 вв.
Скоропись.Возникновение скорописи обусловлено употреблением письма во многих сферах жизнедеятельности человека: для личной переписки, ведения административных, дипломатических и хозяйственных дел. В итоге скорость письма увеличилась, но оно стало менее аккуратным.
Выделим некоторые особенности скорописи:
- свободное, размашистое написание букв;
- крючковатость букв, потеря их пропорциональности;
- появление связности в написании букв;
- свобода нажима, нарушение линии строки.
Между скорописным письмом ВКЛ и Московского княжества были значительные отличия. Для московской скорописи характерны беглость, свобода росчерков и нажимов. Для белорусской скорописи характерны большая строгость и округлость букв.
Так или иначе читать скоропись было довольно трудно. И нет ничего удивительного, что рукопись, написанная скорописью, оставалась «грамотой за семью печатями». Поэтому любой дьяк представлял собой в селе важную фигуру: ведь от него зависело правильное прочтение какого-нибудь распоряжения, полученного из центра.
Вязь – тип письма, возникший в конце 14 в., обычными приёмами которого являются:
- использование лигатуры (соединение двух или нескольких букв, имеющих общую, т.е. слившуюся часть);
- уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
- подчинение (написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой);
- соподчинение (написание двух или нескольких уменьшенных букв одна под другой);
- сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
- штамбование букв (написание округлых частей букв в виде вертикальных букв).
Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места. Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась и для эстетических целей. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, усики, хоботок, шип. В этом нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Древнерусские рукописи имели целый ряд украшений. Выделяется несколько видов орнамента, которые последовательно сменяли один другого.
В 11-12 вв. был распространен византийский орнамент. Его отличали геометрические фигуры, а также изображения растений и животных, выполненных в реалистической манере. Среди них встречаются павлины, львы, стебли, ветки, листья, цветы.
В 13-14 вв. господствовал «чудовищный» или тератологический орнамент. Изображались чудовища: наполовину птицы, наполовину звери, наполовину звери, наполовину люди. Эти чудовища изображались в переплетении ремней или растений, потерявших реальную форму.
В 15 в. развивался неовизантийский (балканский) стиль. Это связано с тем, что на наши земли эмигрировало большое количество единоверцев из Византии и балканских государств, захваченных турками. Характерные черты данного стиля: сплетение геометрических фигур (кругов, прямоугольников, овалов) сочетающееся с ремнями и растительными формами.
В 16 в. на смену неовизантийскому стилю пришел растительный орнамент. Здесь стилизованные растительные формы сочетались с геометрическими фигурами. Также в 16 в. использовался старопечатный орнамент, который характеризовался переплетением растений: листьев, веток, цветов, фруктов, трав, ягод и шишек.
В 17 в. в качестве украшения рукописей использовался стиль барокко. Здесь тоже господствовали растительные мотивы, но растения были более пышными и объёмными.
Во второй половине 18 в. были распространены орнамент рококо и стиль Людовика XVI. Основной элемент стиля рококо – присутствие украшения в виде раковины или медальона. Для стиля Людовика XVI характерно изображение ваз с цветами, корзин, наполненных плодами, гирлянд из лавра и роз.
В первой половине 19 в. в рукописях встречается стиль ампир, для которого характерно изображение оружия, доспехов, а также дубовых и лавровых венков.
В качестве украшения текста рукописей использовались такие формы, как заставки, концовки, инициалы, полевые украшения и миниатюры.
Заставка – украшение, предшествующее тексту. Она помещалась в начале книги или главы. Первоначально заставка представляла собой рамку с орнаментом. Встречаются заставки с включением текста.
Концовка – украшение в конце текста. Иногда концовка напоминала заставку, только менее сложную по форме, а иногда выполнялась как особой формы текст – например, в виде воронки (колофон) путём уменьшения числа букв на строке.
Инициал – заглавная буква в начале текста. В зависимости от господствующего стиля мог быть украшен орнаментом или иметь причудливую форму, соответствующую стилю эпохи.
Полевые украшения представляют собой узоры, нарисованные на полях памятников письменности.
Миниатюра – это иллюстрация к тексту. Миниатюра представляла собой разрисованную картинку.
Вашему вниманию образцы азбук и прописей дореволюционного периода:
- Азбука Бурцова. 1637..pdf
- Гражданская Азбука. 1877..pdf
- В.Гербачъ. Русскiя Прописи. 1887..pdf
- Новая и Полная Русская Азбука. 1883..pdf
- Славянскiй Или Церковный Букварь. 1866..pdf
- От Азбуки Ивана Фёдорова До Современного Букваря. 1974..pdf
- Полный Самоучитель Русской Азбуке Въ Зоологическихъ Картинахъ. 1896..pdf
- Русско - Славянская Азбука Для Совмѣстнаго Обученiя Письму и Чтенiю. 189
- Баранцевич М.М. Метода Скорописания. М., 1845.
- Богданов И. Листки каллиграфии. [М]., 1844.
- Богданов И. Новые русские прописи. Москва, 1848.
- Богданов И. Самоучитель русской каллиграфии.М.,1851.
- Богданов И. Тетрадь чистописания. [Москва 1845].
- Брайковский А. А. Народные прописи для народных и городских приходских школ / [Соч.] А. Брайковского, руководителя сельск. школ и пед. курсов. - Москва : литогр. Шарапова, 1878.
- Бриф М. Каллиграфическая тетрадь в 30-ти листах на трех языках: русском, французском и немецком, написанные и гравированные М. Брифом 3-я тетр. СПб, 1853.
- Бриф М. Российские прописи для чистописания, изданные М. Брифом. Санкт-Петербург [1831].
- Бриф М. (Михаил) Русские прописи ценз. 1851
- Водецкий. Прописи чистописания. Симферополь, 1854
- Водовозов В. И., Русская азбука для детей : прописи и около 50 картинок, рис. на дер. Васнецовым / сост. В. Водовозов; прописи грав. Куренковым, картины в тексте Рашевским. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. В.С. Балашева и М.М. Стасюлевича, 1875.
- Гиллис Р. Полный курс американской методы скорописания на русском, французском и немецком языках, с объяснительным текстом для самоучения, составленный и изданный Р. Гиллисом. Санкт-Петербург, 1861.
- Гиллис Р. Русские прописи для обучения в чистописании. Санкт-Петербург [1843].
- Главинский И., Руководство к изучению русской грамоты и счисления : В 4-х отд - 2-е изд. Отд. 1-4. - Санкт-Петербург, 1860.
- Градобоев П.Е Примеры чистописания. М., 1851
- Градобоев П.Е. Примеры чистописания учителя Московской 3-й гимназии П. Градабоева / Гравировал И. Богданов. Москва, 1870.
- Градобоев П. Е Русские прописи заключающие в себе курс чистописания и скорописи, в постепенном порядке расположенный по новым методам: Мидолли, Берлинера, Неделина и других иностранных каллиграфов. М., 1858
- Григорьев М.И. Образцы чистописания, изданные М. Григорьевым. Одесса, 1854.
- Лагузен И.И. Руководство к полному курсу чистописания, состоящему из славянских, русских, французских, немецких и английских прописей. СПб., 1859.
- Лагузен И.И. Руководство к полному курсу чистописания, состоящему из 150 прописей, на трех языках / [Соч.] И. Лагузена, учителя чистописания при Главном немецком училище св. Петра. - Санкт-Петербург : тип. К. Крайя, 1842.
- Лагузен И.И. Руководство к полному курсу чистописания, состоящему из славянских, русских, французских, немецких и английских прописей. СПб.,1859
- Образцовые листки русского чистописания. - Санкт-Петербург : издание К. Флемминга, ценз.1855.
- Оттен В. Новейшие русские практические прописи
- Половцов В.А., Курс скорописания. СПб, 1843.
- Половцов В.А., Курс скорописания. 2-е изд. СПб, 1847.
- Половцов В.А., Курс скорописания. 5-е изд. СПб., 1852.
- Половцов В.А., Курс скорописания 6-е изд. СПб., 1854.
- Половцов В.А., Курс скорописания / [Соч.] Виктора Половцова. 4-е изд. СПб.,1850.
- Половцов В.А., Курс скорописания. 8-е изд. СПб., 1856.
- Постепенное наставление в чистописании. Тетрадь 1-ая. Митава : [б. и.], 1833
- Постепенное наставление в чистописании, Тетрадь 2-я. Митава : [б. и.], 1833.
- Почерк российского чистописания. М., 1843.
- Почерк русского чистописания. М., 1856
- Прописи для скорописного почерка. 2-е испр. изд. СПб., ценз. 1860.
- Прописи чистописания / на камне гравировал Водецкий. - Симферополь, 1854.
- Российские прописи с правилами очинивания перьев и образования букв [/ грав. учит. Кузьмин. - [Псков], 1844.
- Роте де Реда Ф. Руские прописи. Гельсингфорс.1853
- Руководство к изучению русской грамоты и счисления. Отд. 1 , Заключающий в себе изучение букв гражданских и славянских, склады, различия ударений в словах, молитвы повседневные и прописи. СПб., 1858.
- Сидорович В. А., Русские прописи В.А. Сидоровича, учителя Пажеского корпуса и Павловского института. [СПб], 1855.
- Эрнест Г. Новый самоучитель письма. СПб., 1861
- Яновский А., Мессер Ф. Основные правила скорописания : С примерами упражнений, сост. А. Яновским, пом. инспектора кл. С.-Петерб. батальона воен. кантонистов, Ф. Мессером, преп. скорописания в том же батальоне. СПб., 1853.