Фонд содействия сохранению и развитию
историко-культурных и духовно-нравственных
основ Русской цивилизации

Типы традиционного крестьянского костюма юго-западных районов калужской области

Деревня Лужницы Куйбышевского района Костюм женский, приобретен в 1994 году у Сенотовой Рины Акимовны, 1920 г.р., состоит из рубахи, понёвы, занавески и повойника, по воспоминаниям владелицы, свои костюмы женщины одевали по большим праздникам до середины 50-х годов XX века.

Рубаха длинная, прямая из 4-х полотен холста с прямыми поликами, горловина собрана в сборку, окантована бейкой из цветного ситца и отделана покупной узорчатой тесьмой, рукава и полики из покупного красного сатина, на запястье собраны в сборку, заканчиваются «брызжами» (оборкой), низ рукавов отделан узким белым кружевом, запястья узорчатой тесьмой. Низ рубахи — закладное ткачество с двумя полосами перевити, спереди по центральному шву есть специальное украшение «рошва, срошва», в данной рубахе — это просто накладное украшение из покупной блестящей тесьмы.

Понёва из домотканой шерсти темно-синего, почти черного, цвета, состоит из трех полотен, ширина полотна 37-38 см, клетка крупная, по центру заложена встречная складка, с боков — односторонние. Каждая плоскость от центра до складки отделана полосой из сатина бордового цвета, на края полос и низ понёвы нашита ажурная тесьма белого цвета, боковые срезы и низ понёвы отделаны шерстяной тесьмой шириной 5 см, верх вздернут на шнур «гашник».


Занавеска без рукавов из сатина красного цвета, прямая, сзади с перемычкой. Горловина и все открытые срезы окантованы бейкой синего цвета. Отделка нижней плоскости передника — вставки из ситца; верхняя — полоса из ситца розового цвета, нижняя — полоса из ситца синего цвета в мелкий белый горошек; низ отделан ручным кружевом (крючок), шириной 8—10 см., по плечевым швам проложена шелковая лента оранжевого цвета. Судя по обработке и материалам, занавеска была изготовлена в середине XX века с нарушением традиционного кроя.

Повойник, мелкий по размеру, одевается практически на затылок, сзади вздергивается на плетеный шнур с кисточками. Верхняя плоскость повойника заложена в одностороннюю складку шириной 1- 1,5 см, боковые и передняя части продублированы сатином, основная ткань повойника — сатин красного цвета, срезы обработаны кантом из ситца синего цвета. Затылочная часть разделена шелковой лентой оранжевого цвета, в каждой части имитация солярного знака из елочных бус и стекляруса, боковые и передняя часть расшиты «лапочками» стеклярусом, на передние швы нашиты кусочки оранжевой ленты — «рожки», дополнительно закреплены пуговичками. Повойник тоже изготовлен в середине 50-х годов прошлого века с попыткой повторить крой и внешний вид более ранних головных уборов этой местности.

Деревня Синявка Куйбышевского района Рубаха, (владелец Батурина Н.И.), повойник — собственность музея местного сельского Дома культуры (схематичные зарисовки).

Рубаха праздничная длинная, прямая, из четырех полотнищ холста, с прямыми поликами. Горловина собрана в сборку и окантована красной бейкой. Застежка на маленькую медную пуговицу. Рукава из покупного красного сатина с оборкой от запястья, низ рубахи — закладное ткачество с двумя полосами цветной перевити (красный фон, белый орнамент, вкрапления синего и желтого цветов). Спереди по центральному шву местное украшение разреза, называемое «рошва, сросшва» — нитяное переплетение по диагонали, в одну сторону красными нитками, в другую — черными, срезы разреза обработаны полоской ткани черного цвета с нашитыми на нее пайетками (рис. 5).


Повойник одевается на уложенные косы, открыт весь лоб и часть темени. Головная плоскость повойника заложена в одностороннюю складку шириной 1 см, затылочная часть разделена черной бархоткой с блестками на четыре части, на каждой четверти вышиты «дутиками» (разновидности стеклянных бус) и бисером (солярные знаки и «лапочки»). По диаметру затылочной части и нижним срезам проложена та же бархотка с блестками, передняя и боковые части повойника расшиты «решеткой». Сзади повойник вздергивается на небольшой шнур. По рассказам жителей, головной убор дополнялся бисерным позатыльнем (рис. 6).

Село Бутчино Куйбышевского района Рубаха, сарафан, головной убор, передник (владелец Бахтинова Анна Михайловна, 1921 г.р., уроженка Тульской области).

Село Бутчино в последние сто с лишним лет считалось крупным населенным центром, здесь наряду с крестьянами проживали купцы, мещане и священники, поэтому бытовавшая одежда была разнообразна.

В1995 году был зафиксирован следующий комплекс крестьянской традиционной одежды. Рубаха из домотканого холста хорошего качества, преимущественно короткая или умеренно длинная, на кокетке. Застежка спереди на две маленькие медные пуговицы. Горловина и разрез окантованы красной бейкой. Нижняя часть рубахи по линии кокетки собрана в вафельные буфы, образуя мелкую сборку, а также припуск по линии груди. Пройма прямая, верхняя часть рукава также собрана в буфы, в нижней части ластовица. Заканчивается рукав буфами и манжетой. Кокетка, верхняя часть рукава и манжета декорированы вышивкой крестом. Орнамент растительный (цветы, листья и т.п.). Цвета вышивки — бордо, красный, черный (рис. 7).

Сарафан из сатина синего цвета в мелкий рисунок с отрезной спинкой и притачными помочами. Спинка по боковым и нижнему срезу, а также срезы помочей обработаны бейкой из ткани белого цвета. Нижняя часть сарафана со стороны спинки собрана в мелкую сборку. Передняя часть сарафана цельнокроеная, по линии груди заложена в складки. Разрез и застежка на одну пуговицу спереди. Длина сарафана до середины икры, на 10 и 15 см от низа изделия заложены складки шириной 2 см. С изнанки в боковые швы по линии талии вшиты завязки, которые при фиксации спереди выявляют линию талии сзади (рис. 8).


Передник (фартук) из белого холста, в верхней части собран в сборку, притачан к пояску, концы которого переходят в завязки. По низу вышитая полоса шириной 10-15 см, техника — крест, орнамент растительный, цвета ниток — красный и черный, заканчивается белым кружевом (крючок) шириной до 20 см. Фартук подвязывался и по талии и по груди, кому как нравилось.

Повойник по крою и украсу повторяет синявский, но затылочная часть не имеет деления на четверти и повторяющийся мотив украса (солярный знак) не имеет четкого ритма. Кроме того, к низу затылочной части повойника прикреплены три ленты из ткани красного цвета, также расшитые «дутиками», бисером и блестками, сам повойник изготовлен из сатина бордового цвета (рис. 9).

Из беседы с жительницей с. Бутчино Подъячевой Александрой Матвеевной (1924 г.р.) (НЦНМ, 2004)

Панёвы не носили. Эта диривенская адежда. А у нас село. Бабы (малодки) насили сарафаны, девки хадили в юбках и кофтах. На ноги все адивали лапти. Бабы насили павойники с падшальниками. Девки украшали голаву цветами… Девки магли хадить и с адной касой, и с двумя. В косу вплитали ленты с бантами.

В деревне Гуличи Куйбышевского района Мария Ивановна Корпакова (1934 г.р.) рассказывала, что ее мать понёвы не носила. Она была «с Мокровщины» [с. Мокрое того же района — Н.Г.] Там носили сарафаны.

Исходя из ранних исследований (20-е годы прошлого века, Лебедева Н.И.) и проанализировав нынешнюю коллекцию и архивные материалы ОНМЦ можно сделать следующие выводы:

В данной местности прослеживаются общие черты в традиционной крестьянской одежде. Это, прежде всего, понёвный комплекс одежды; рубаха практически одного кроя и длины, украшение низа рубахи по переду более интенсивное с декоративным оформлением разреза «рошва», заднее полотнище по низу не украшалось, понёвы с 3-мя складками и манера одевания одежды ( рубаха выпускалась поверх низко надетой понёвы, образуя «пазуху»). Также надо отметить , что только в этом регионе помнили, что понёвы одевали девочки, достигшие физиологической зрелости, хотя в большинстве регионов России понёва являлась принадлежностью замужней женщины;

Занавеска претерпела трансформацию во времени, по воспоминаниям информаторов, в 90-е годы прошлого века женщины предпочитали занавеску из белого холста с тканым украсом и вышивкой (перевить) по низу по аналогии с украсом рубахи. Красные и бордовые занавески из покупных материалов появились гораздо позже;

Основная черта ношения головного убора замужней женщины — стремление закрыть волосы. В данном случае мы видим, что форма и способ ношения повойника не соответствует этому закону. Переход от сложной кички с сорокой к упрощенному повойнику с украшенным налобником наблюдалось повсеместно, так как закон прикрытых волос сохранялся. На наш взгляд, этот головной убор является трансформированной частью «привески» — распространенного в Бутчинской волости сложного головного убора, состоявшего из 4-х частей. Скорее всего, темя и часть лба закрывали платком или узким полотенцем, завязывали наверху узлом и этот узел удерживал повойник на голове;

Что касается варианта одежды села Бутчино, можно предположить, что здесь прослеживается соединение местных архаических форм (сравнение с повойником д. Синявка) с привнесенной извне одеждой (сарафан с фигурной отрезной спинкой, рубаха описанного типа встречается в Тульской губернии и в некоторых деталях похожа на белорусскую женскую кошулю).

Поселок Жилино Кировского района (в настоящее время пригород города Кирова). Костюм женский праздничный был приобретен у владельца (Ф.И.О. неизвестны) в 1995 году, время бытования конец XIX — начало XX века.

Костюм включает в себя 5 компонентов: рубаху из домотканого холста белого цвета, распашную понёва из домотканой шерсти темно-синего цвета, костолан из белого холста, шерстяной пояс (ручное ткачество) и головной убор — повойник с расшитым налобником и покупным платком (фото 10)

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.