Скоморох – душа славянская

Каждому знакомо имя Садко, простого гусляра, ставшего богатым купцом. Но, так уж получилось, что не каждый догадывается, что гусляр – это всего лишь одна из многочисленных скоморошьих профессий, которые тесно связаны с бытом и культурой древней Руси.

Само слово «скоморох» как обозначение людей, занятых в «индустрии развлечений» того времени, появляется только в XIV веке, и служит скорее для общего названия всех многочисленных профессий этой «сферы» человеческой деятельности. Происхождение же этого слова до сих пор представляет загадку. По версии одних исследователей термин происходит от греческого «skōmmarchos», что означает «мастер шутки», другие склоняются к версии, что слово это арабского происхождения, и образовано от «mascara» (шутка). Третьи же считают, что предок русского скомороха итальянский Скарамуш – задиристый персонаж итальянских комедий дель арте, которого, кстати, считают прототипом нашего Петрушки, главного героя балаганных представлений на Руси.

Самих же скоморошьих профессий было великое множество. Известный уже нам гусляр – играл на гуслях, смычник или скрыпошник – на скрипке, бубенник – на ударных инструментах. И так от названия инструмента, которым владел скоморох, и образовывалось название профессии. К тому же ещё были шутники – прототип современного тамады, весёлый – массовик затейник. Надо сказать, что до появления слова «скоморох» весёлыми называли представителей всех скоморошьих профессий.

О медведниках, бахарях, потешниках, сурначах и других профессиях, можно прочесть на сайте Музея театрального искусства Новгородской земли, в разделе, посвящённом скоморохам. Есть там и статья о последнем русском скоморохе, жившем в середине ХХ века в Холмском районе Новгородской области.

В наши дни, называя кого-то скоморохом, люди говорят о чьей-то несерьёзности, вычурной глупости и даже дурашливости. Однако в дрвности, как показали исследования, скоморохи могли быть даже помощниками волхвов и принимали участие в серьёзных религиозных обрядах дохристианской Руси. Потому на многие века, даже после её христианизации, они оставались носителями древней культуры, её хранителями, передающими по наследству сказы, легенды, песни, прибаутки, а порой, даже таинства знахарского искусства и память об укладе древних обрядов. Потому становится понятным, по какой причине они навлекали на себя гнев Церкви. А смелые, откровенные и острые шутки скоморохов, так любимые народом, вызывали острое неприятие этого явления и у власть имущего класса. И потому в 1659 году царь Алексей Михайлович Тишайший издаёт указ запрещающий использовать скоморохов во время праздников. «В воскресные, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь». Таков был царский указ, означавший закат скоморошьего искусства.

Об ушедшей эпохе нам теперь могут рассказать лишь изображения скоморохов на фресках Софийского Собора в Киеве, на старинных гравюрах и лубочных картинках. В виде пляшущих скоморохов оформлены некоторые заглавные буквы древних летописей. И ещё, несколько древних легенд, доживших до наших дней. Таких как «Садко» и сказание «Данила и Ненила», которые являются примером типичного скоморошьего творчества.

Русские скоморохи вдохновляли многих художников, писателей, композиторов для написания своих произведений. Интерес к ним не пропадает и в наши дни.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.