Заговоры, как элемент народной традиции

Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.

C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если молитва может быть "услышана" или "не услышана", то правильно произнесенное заклинание, по глубокому всеобщему убеждению, безотказно действует на небесные силы и силы природы, на оружие и болезни (точнее - на олицетворяющие болезни существа), на растения и животных и, конечно же, на людей всех возрастов, чинов и званий - от колдунов, "начальников и начальниц" до новорожденного младенца или полюбившейся парню "красной девицы".

Первую группу заговоров составляют "медицинские" - и универсальные ("от всяких болезней", "от боли"), и направленные против конкретных недугов (от заражения крови, от змеиного укуса). Отдельную группу составляют заговоры, призванные обеспечить здоровье новорожденного младенца ("от пупа"), избавить ребенка от бессоницы, уберечь от детских болезней. Особого внимания заслуживает "перепекание ребенка".

Во вторую группу входят хозяйственные заговоры и обереги, призванные обеспечить хороший урожай зерновых и овощей, приплод скота, удачу на охоте, в рыбной ловле, в торговле, безопасность в лесу, на чужбине, на войне.

Третья группа заговоров направлена на урегулирование общественных и личных отношений между людьми, где особый интерес представляют "присушки" и "отсушки" - любовные заклинания.

Большинство заговоров направлено на благо человеку, поэтому их тексты содержат молитвенные формулы, имена христианских персонажей (Святая Троица, Богородица, герои библейских сказаний). Но есть и вредоносные заклинания и примыкающие к ним "отсушки" и "присушки" ("приворотные" любовные заговоры). В них за помощью обращаются к нечистой силе ("призываю к себе девять чертей, девять бесей..."), к языческим богам и, естественно, не употребляют молитвенных слов и выражений.

Тех, кто владел заговорным словом, также можно подразделить на несколько групп. Первая, самая многочисленная группа, это те, кто умеет останавливать кровотечение, знает заговоры от наиболее распространенных болезней, необходимые обереги. И чем дальше мы уходили от традиционной культуры, тем меньше становилось таких людей. В недалеком прошлом такие люди были почти в каждой семье, и подобный уровень владения магическим словом и действием считался явлением обычным.

Вторая группа - "шептуны" (знахари), обслуживающие не только членов своей семьи и близких родственников, но и всех односельчан; порой за помощью к ним обращались и жители соседних деревень. Их знания не исчерпываются лечебными, хозяйственными и универсальными заклинаниями; нередко к ним обращаются за защитой от нечистой силы, чтобы ослабить или нейтрализовать злые чары. В своей практике они широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины.

К третьей категории относят колдунов, возможности и магическая сила которых считаются чуть ли не безграничными. Народная молва приписывает им способность творить настоящие чудеса. Вот как рассказывают об этом старообрядцы Литвы: "Достаточно было волхвитке обойти вокруг воза с товарами - и их хозяева быстро все распродавали не рынке. Другой чародей предлагал отцу рассказчика временно превратить его в собаку, чтобы он смог сбегать в Литву и вернуться обратно в Россию, куда его семья эвакуировалась в годы первой мировой войны. Раздосадованные тем, что их не пригласили на свадьбу, колдуны останавливали "свадебный проезд" - не только лошадей, но и машины; наказывали воров, превращая их в крыс или с помощью заклинаний не позволяя им уйти с места преступления."

В заговоры слово передаётся не только и даже не столько через уши. Слова заговора обычно наговаривается на какой – то предмет (на пряник, на хлеб, на соль, на питьё и многое другое), который становится их переносчиком к месту назначения. Читаемый в присутствии человека заговор обычно непонятен для него, так как его обычно «шепчут», чтобы никто ничего не услышал, но при этом слово обязательно входит в тело больного. Особое слово требует и особого пути. Очень показательным здесь является державшийся несколько столетий в России обычай получать от священника имя для новорожденного и молитву «в шапку». Священник произносил имя и начитывал молитву приехавшему «за именем» отцу или крёстному родителю в шапку, которую старались без промедления надеть на голову и довезти «содержимое» в сохранности. Затем шапку вытряхивали над новорожденным или надевали ему на голову с тем, чтобы слова священника наверняка достигли того, кому предназначались. При переносе слова нужно было произнести: «Порог перешла – слова понесла». Если по пути попадалась речка, ручей, то также необходимо было сказать: «Через речку перешла – слова перенесла». Таким же образом доставляли молитвы для больных из дальних деревень. Эти действия строго осуждались церковными властями, но продолжались вплоть до двадцатого века.

Заговор "от сглазу". Белый глаз, серый глаз, рудый глаз, черный глаз! Радостные урёки, завистные урёки, идите в чистые поля, в зеленые луга. В чистых полях, в зеленых лугах стоит дуб колоколист; на том дубу сидят птицы ярские, поют песни Господние. Не пойдете песни Господние слухать, придет сам Сус Христос, Пресвятая Госпожа Богородица. Возьмет от Агриппины врёки, понесё во пни, во болота, в гнилые колоды. И ныне, и присно. и во веки веков". "Аминь" здесь не говорят.

Внимание, к статье прикреплены книги по истории заговорной традиции, доступные для свободного скачивания:

  • Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. 2010 -Скачать
  • Антропология культуры. Вып. 3. 2005 - Скачать
  • В-с заговоры. Аннотированный библиографический указатель. 2011 - Скачать
  • Вельмезова Е.В. Чешский лечебный заговор. Автореф. канд. дисс. 1999 - Скачать
  • Гунчик И. Украинский магическо-сакральный фольклор. 2011 - Скачать
  • Ефименко П.С. МФФ Архангельской губернии!!! - Скачать
  • Ефименко П.С. Сб. малороссийских заклинаний.1874 - Скачать
  • Ефименко П.С. Упыри (Киевская Старина) - Скачать
  • Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст лингвистический анализ и модель мира. 2006 - Скачать
  • Заговорный текст. Генезис и структура. 2005 - Скачать
  • Концепт движения в языке и культуре. 1996 - Скачать
  • Майков Л.Н. Великорусские заклинания - Скачать
  • Познанский Н. Заговоры. 1917 - Скачать
  • Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. 1891 - Скачать
  • Русские заговоры из рукописных источников XVII - первой половины XIX в. 2010 - Скачать
  • Русские заговоры Карелии. 2000 - Скачать
  • Текст. Семантика и структура. 1983 - Скачать
  • Украинские заклинания. 1993 - Скачать
  • Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. 1995 - Скачать
  • Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. 1997 - Скачать

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.