Архангельская область

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих характерных черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно). «Фольклорные экспедиции специалистов Санкт-Петербургской консерватории в Устьянский район выявили пласт мужских народных хоровых песен, что говорит в защиту существования традиции мужского и женского пения на Севере. Но нынешний Устьянский район – это часть территории бывшей Вологодской губернии, территории более южной. А в песенной народной культуре Архангельской области сегодня сохраняются и бытуют традиции северян-поморов и жителей территорий, входивших в состав прежней Архангельской губернии (южные границы Архангельской области проходили по территории нынешнего Шенкурского района, северные – по Беломорскому побережью и Кольскому полуострову – нынешней Мурманской области (pandia.ru/text/category/murmanskaya_obl_/, которая почти до 30-х годов XX века была частью Архангельской губернии)".[7] Мужчины-северяне принимали участие в народных игрищах, праздниках, но во время исполнения песен были лишь участниками хороводов, игр, плясок под песни. Это подтверждает и жанровый состав песенного фольклора Архангельской области, где преобладают «женские» жанры – протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т. д. песни. «Мужские» жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу в царскую армию и возвращаться после службы домой. Так в народном репертуаре появились «завезённые» солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами.

К концу XIX – началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины. Безусловно, иногда мужчины пели вместе с женщинами. Однако это из ряда исключений. До сегодняшнего дня традиционное народное песенное исполнительство на Севере – удел женщин.

В фольклоре Архангельской области по сию пору сохранён огромный пласт разножанрового северного песенного фольклора. Основным жанром, и даже отчасти показательным в отношении исполнительских приёмов, является лирическая песня. Практически в репертуаре любого фольклорного коллектива 2/3 составляют женские лирические песни любовной тематики. Сохраняются песни, приуроченные, прежде всего, к семейно-бытовым обрядам и особенно к свадьбе.

Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Одним из главных составляющих, определяющих жанр, для самих исполнительниц является возможность двигаться быстрым и медленным, плясовым или прогулочным шагом под песню. Народная хороводная песня это вовсе не строевой военный марш, но так же, как марш, она организовывает массовое движение. Хоровод – один из главных массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учётом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Редко сами исполнители говорят «водим хороводы», заменяя его объёмным понятием «поиграем». Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: «Дарить столба», «Селезень», «Скоморох» и другие.

Широко бытуют в народе наборные игровые хороводы, когда под песню ведущий набирает количество людей, соответствующее количеству героев песни, а затем выбранные разыгрывают сюжет песни в круге (хоровод «Розочка алая» - Пинежский, Шенкурский районы). Вплотную к наборным хороводам примыкают игровые хороводы, когда сюжет песни разыгрывается всеми участниками, например, хоровод «завивания и развивания капусты», «заплетания и расплетания косы» («Ты капуста», «Уж мы вьём, мы вьём капусточку», «Уж я улком шла» - распространён повсеместно на Архангельском Севере).

На больших летних гуляниях исполняются застеночные хороводы, когда две группы становятся друг против друга, выстроившись в прямые линии (такие линии называются застенками, поэтому и хороводы называются застеночными), и под песню попеременно движутся навстречу («Во лузях» распространён повсеместно).

Большое значение в народных гуляниях и праздничных вечерах имеют хороводы-ходечи («Хожу я по травке» - Пинежский район, «Весной девушки гуляли» - Лешуконский район), или столбы («На улице дождичек» - Шенкурский район, «Не всплывай-ко, бела рыбица, из моря» - Приморский район, «Я нигде мила дружка не вижу» - Лешуконский район), во время исполнения которых часто движутся не кругом, а по прямой, празднично и торжественно выступая парами, четвёрками или по одному, представляя сами себя, свою стать, красоту, праздничный наряд (некое народное дефиле).

В любое время года и в домах, и на улице водят круговые хороводы и, как их модификацию, - хороводы-шин или шен (в разных районах этот вид хороводы называется по-разному), когда внутри одного танцевального круга образуется другой, и во время исполнения песни они движутся по кругу, но в противоположные стороны. Две линии хороводов переплетаются, образуя подобие скручивающегося жгута (часто «Шин» танцуют под песню «У гурьевых у ворот»).

«Своеобразен метроритм хороводных песен. Чёткая маршевая формообразующая квадратность здесь практически не встречается. Музыкальные размеры прихотливы. Например, в песне «Обойду ли я кругом города» (Пинежский район) в одном куплете органично сочетаются и двух-, и трёх-, и пятидольный метр. Но такая метроритмическая прихотливость совсем не мешает танцевально-хороводному движению. Мелодии хороводных песен небольшие по музыкальному диапазону, но очень напевные, зычные, особенно запевы, когда музыкальный зачин песни ассоциируется с призывом к массовому танцевальному движению. Музыкальное начало хороводных песен чаще всего это – либо призывный кванто-квинтовый скачок, либо – звучание первых высоких пронзительных нот песни.»[8]

Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют «частыми». Принято считать, что народные пляски, кадрили танцуют исключительно под гармонь. Это верно, но только отчасти. Потому что в традиционном фольклорном репертуаре сохранено огромное количество весёлых игровых песен. Как и хороводные, игровые песни не объёмны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Одна их любимых тем таких песен – высмеивание старого, нелюбимого мужа. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали. И всё это – в упругом подвижном танцевальном темпе, заставляющем двигаться самих исполнительниц в такт пению. Сольный и парный перепляс, «перекруживание», парные пляски «Сени», «Русского», «Метелица», «Топотуха», кадрили – всё это исполняется под игровые песни, которые могут петься под балалайку, под гармонь, а могут исполняться и аккапельно. Главное – чтоб держался пружинистый танцевальный темп.

Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести весь песенный набор свадьбы, точнее, её первой части, до венца. Сюда же входят и неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях чаще с драматическим оттенком и трагическим концом. За это в народе такие песни называют «тревожными».

«Чем же так ценны и важны для нас лирические песни? Прежде всего, тем, что именно в лирических песнях представляется полный объём музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики. На фоне сегодняшних музыкальных стандартов северные народные песни звучат оригинально, не трафаретно. Фольклор районов Архангельской области может ассоциироваться с жанром модерн в классическом музыкальном искусстве по нетрадиционности и свежести музыкального построения, мелодике и гармонизации, несмотря на то, что это народная музыка прошлых столетий».[9]

Как и лирические песни, любим и востребован жанр припевок и частушек. Не следует объединять эти два жанра в один, так как по времени их возникновения и по их прикладной функциональности они значительно разнятся между собой. Частушки – один из самых поздних фольклорных жанров. Припевки же формировались одновременно с народными праздниками, семейно-бытовыми и календарными обрядами. В определённой степени они имеют магическую силу. Припевками припевали парня девушке и наоборот, выбирали пары на игрищах и гуляниях, величали молодожёнов за праздничным столом, припевками хвалили или хулили односельчан и жителей соседних деревень; в обрядовых праздниках, например, в Рождество, припевки выполняли ритуальное значение наряду с виноградьями, подблюдными песнями. Припевки – это коротенькие песенки, но не четверостишия – частушки.

Значительно реже стали исполняться рекрутские и исторические песни. До недавнего времени это было обусловлено невостребованностью жанра на сцене. От фольклорных коллективов ждали развлекательности и веселья, поэтому историко-драматический репертуар не вписывался в концертную канву. Но по мере того, как стало меняться отношение к фольклорным коллективам, не как к развлекательному балагану, фольклорные хоры и ансамбли стали представлять и воспринимать живыми носителями традиционной русской крестьянской культуры, соответственно изменился репертуар (значительную роль в этом сыграли многочисленные фольклорные экспедиции, отдельные фольклористы-исследователи, открывшие Архангельский Север как богатейшую копилку традиционной крестьянской культуры).

Наряду с развлекательно-игровым фольклором со сцены звучали глубокие по содержанию рекрутские и исторические песни. Появился интерес к обрядовым традициям проводов в армию. Исторические песни стали использовать наряду с авторскими в больших наборных тематических концертах. Исторические песни сегодня особенно нужны молодёжи, как художественное воплощение истории своей Родины, как своеобразный педагогический ресурс патриотического воспитания нового поколения. С точки зрения музыкальности, в песнях этих двух жанров, так же как и в лирических, выявляются северные закономерности мелодического построения, хорового распева и характерной только для Архангельской области техники вокального исполнительства.

«Особое место в северном фольклоре занимает жанр былин, старин, новин. Культуру их исполнения мы утратили. Но о них стоит сегодня упомянуть в связи с исполнительскими законами северного песнопения. Если песни практически всех жанров исполняются в северных деревнях хором, то жанр былин, старин и новин – сольный жанр (на Архангельском Севере главный исполнительский приём – ансамблевое или хоровое пение. В бытовых ситуациях песню могла исполнять одна женщина. Но на вечерках, праздниках, гуляниях пели вместе. Причём первое место в деревенских хорах занимали не девушки или молодые женщины из богатых семей, а самые «певкие», с ярким подвижным голосом певицы, будь они даже из самой бедной семьи)».[10]

«Былины на Севере пели сольно, и чаще мужчины, чем женщины. Женщины больше исполняли старины и новины – музыкально-поэтический рассказ о новой жизни (современный по содержанию, но традиционный по форме жанр, в котором поэтическим слогом восхвалялась новая жизнь, социалистическая действительность, во время Великой Отечественной войны клеймился враг и слагался гимн доблестной Красной Армии). Известными исполнителями былин были представители онежской семьи Рябининых. Среди женщин неподражаемо исполняла северные былины пинежанка Маремьяна Дмитриевна Кривополенова. Прославилась как сочинитель и исполнительница новин поморка Марфа Крюкова».[11]

Сегодня традицию исполнения былин можно считать утраченной. Место новин заняли величальные песни о Русском Севере, о малой Родине – далёкой северной деревне и людях, живущих в этих краях. Вместе с этим, величальные песни, как и прежде, выполняют функцию приветствия и величания людей (гостей, героев, именинников, новобрачных).

Но не только в жанровой основе самобытность и неповторимость северного песенного фольклора. Особого интереса и законной гордости заслуживают неповторимые, выразительные и своеобразные законы северного песнопения, бережно сохранённые народными исполнительницами. Безусловно, время, развитие современной музыки наложили определённый отпечаток на народное музыкальное мышление северянок. Но основные законы народного хорового исполнительства остались незыблемыми.

По сравнению с хоровыми манерами других территорий России на Архангельском Севере за многие годы сформировалась особая эстетика народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Голоса в северной песне складываются в довольно прозрачную хоровую палитру. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. Октавное удвоение основной мелодической линии чаще воспринимается как верхний подголосок, звучащий достаточно высоко. В северном многоголосии никогда не бывает чётко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры (яркая гармонизация народных песен – главная стилевая черта казачьего фольклора). Но, в зависимости от того, как движутся голоса, возникают те или иные гармонические сочетания. Так появляются секунда, кварты, квинты. Очень часто секундовые сочетания голосов (в линеарном голосоведении) музыкантами-академистами воспринимаются как фальшь. Но это ошибочно. Секундовые звукосочетания – это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. Так возникают сложные многоголосные сочетания. Северная хоровая партитура напоминает веер: когда все голоса звучат в унисон, веер сложен; голоса расходятся в своём развитии на аккордовое сочетание, веер раскрыт; и вновь – голоса сошлись вместе – веер снова сложен. Такое музыкальное развитие происходит на протяжении всей песни. Подобными приёмами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Особую привлекательность традиционному северному фольклору придают музыкальные лады. Традиционные классические мажор и минор в северных песнях, как правило, редко звучат в чистом виде. Особенно в жанре лирических и хороводных песен классические лады звучат вперемежку с народными ладами. «Широко распространён приём, когда одна песня звучит в распространённом мажоре-миноре («Весной девушки гуляли» - Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическим вкраплением повышенной IV ступени в натуральном миноре («Ой, хожу я по травке» - Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре («Из-за лесу-то, лесу тёмного» - Виноградовский район), низкой IV ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре («Не спрошёл бы то я» - Виноградовский район).

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.