Николай Федорович Федоров

Федоров Николай Федорович

Федоров Николай Федорович (1829-1903) – русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма

Жизнь

Н.Федоров родился 26 мая 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне – Рязанская область). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина (1798-1872) он получил фамилию крестного отца. Известно, что у него были еще старший родной брат Александр и три сестры.

В 1836 году Николай был определен в уездное училище. В 1842 году – в Тамбовскую гимназию, после окончания которой в 1849 году, он поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе. В лицее проучился три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди К.И.Гагарина, платившего за обучение.

В 1854 году Федоров получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определен преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище. С 1858 года он преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре – в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем – Богородицк Тульской губернии.

В 1866-1869 гг. Н.Ф.Федоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л.Н.Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобожден.

Румянцевский музей (дом Пашкова) в XIX веке.

Румянцевский музей (дом Пашкова) в XIX веке.

В 1869 году Н.Ф.Федоров устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея. В последние годы жизни – в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после закрытия музея и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

В 1870-х годах Федоров был знаком с К.Э.Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Федоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Федорова «изумительным философом». Он познакомился с Николаем Федоровым в Чертковской публичной библиотеке в Москве. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров.

В 1878 году с учением Федорова в изложении Петерсона познакомился Ф.М.Достоевский. Достоевский писал о Федорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».

Н.Федоров, Вл.Соловьев и Л.Толстой

Н.Федоров, Вл.Соловьев и Л.Толстой

В 1880-х и 1890-х годах Вл. Соловьев регулярно общался с Федоровым. Соловьев писал Федорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. “Проект” Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш “проект” есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Федорова заметно в работе Соловьева «Об упадке средневекового миросозерцания».

В это же время регулярно общался с Федоровым и Л.Н.Толстой. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».

Лев Толстой познакомился с Федоровым осенью 1878 года в Румянцевском музее, но более тесное общение последовало с октября 1881 года. По предложению Федорова Толстой передал свои рукописи на хранение в Румянцевский музей. Но позже, разрыв между двумя мыслителями стал неизбежным в связи с антиклерикальными мотивами в творчестве Толстого. Также Федоров считал Толстого непатриотичным.

Окончательный разрыв произошел в 1892 году, когда Толстой передал корреспонденту английской газеты Daily Telegraph резкую статью «Почему голодают русские крестьяне?», обвинившую царскую администрацию в тяжелом положении крестьян. С тех пор Федоров отказался встречаться с Толстым.

А.Фет также высоко ценил личность и идеи Федорова.

Федоров вел аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Умер в 1903 году от воспаления легких. Похоронен Николай Федорович Федоров был на кладбище Скорбященского монастыря в Москве.

Федоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет – единственное изображение Федорова было нарисовано тайно Леонидом Пастернаком.

Творчество

Федоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих, кто пытался построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Федоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Федорова, в учении Христа – весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом», то есть смертью, – он сохранил неколебимо, выдвинув мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.

Федоров в конце XIX века уже предвидел то, что во второй половине XX стали называть «экологическими глобальными проблемами» и «экологическим мышлением». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы – смерчам, ураганам, засухам, наводнениям – которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщенность человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщенности человечества, а о поврежденности человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.

Н.Ф.Федорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

В философии Федорова особое место занимали библиотеки. Федоров писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В библиотеках происходит общение с великими предками и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке.

Федоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как она противоречит нуждам библиотек.

Разработанная Н.Ф.Федоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».

С «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей – существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия – одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.

Общепланетарное мировоззрение, мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» – действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н.Ф.Федорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Федоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает Федорова своим предтечей.

«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В.Брюсов и В.Маяковский, Н.Клюев и В.Хлебников, М.Горький и М.Пришвин, А.Платонов и Б.Пастернак, В.Чекрыгин и П.Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Федорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А.Л.Волынский: «Федоров – единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Мысль Циолковского: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н.Ф.Федорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н.Ф.Федорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Федорова В.А.Кожевниковым и Н.П.Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С.П.Королев. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьей «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Федоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Федорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.


Труды

Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – (Философское наследие). – 709 с.

Федоров Н.Ф. Философия общего дела. – 200 с.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.