Аннотация проекта «Варяго-русский вопрос в системе современных наук: итоги дискуссии и перспективы изучения»
При поддержке фонда «Светославъ» осуществляется исследовательский проект «Варяго-русский вопрос в системе современных наук: итоги дискуссии и перспективы изучения».
Конкурс грантовой поддержки по данному направлению проводился в период с 01 февраля по 02 марта 2022 года.
Варяго-русский вопрос является ключевым вопросом нашей истории и нашего самосознания, в связи с чем имеет ярко выраженную политическую окраску, особенно проступающую в сложные периоды истории нашего Отечества, включая современность. Причем именно политические причины, продиктованные стремлением Швеции в Смутное время сохранить за собой захваченные русские северо-западные земли (включая Новгород Великий), и привели к созданию норманской теории, объявившей летописных варягов и русь, сыгравших весьма важную роль в русской истории, шведами.ab
Впервые полное раскрытие в проекте, с привлечением самого широкого круга разноязычных зарубежных работ, обстоятельств появления норманской теории в начале XVII в. в Швеции и ее активной пропаганды шведской донаучной историографией того же столетия позволит увидеть главное: что она не имеет, несмотря на ее последующее признание авторитетнейшими западными и отечественными учеными, никакого отношения к науке, и что именно в силу антирусской направленности она была востребована западноевропейскими политиками для обоснования своих враждебных планов и действий против России (как это, например, делал Гитлер и как это делал в 2014 г., в связи с возвращением Крыма в «родную гавань», бывший премьер-министр Швеции К.Бильдт) и восторжествовала сначала в западноевропейской (хотя тому сопротивлялся до середины XVIII в. ряд немецких историков), а затем в зарубежной науке в целом.
Впервые вместе с тем будет показано, как нарастание антирусских настроений в шведском обществе в XVII–XX вв. (особый их всплеск наблюдался в период войн, которые Швеция вела против России) прямо отражались в подаче варяго-русского вопроса шведскими исследователями и привели к появлению ультранорманизма (термин введен в 1931 г. норманистом В.А.Мошиным), заставляющего видеть чуть ли не во всем русском скандинавское.
В проекте будет показано на самом представительном историографическом материале XIX – начала XXI в., что основная часть российских ученых в прошлом и настоящем принимала и принимает норманскую теорию в силу непонимания ее антирусской подоплеки и в силу своих сильнейших западнических настроений, губительных, как демонстрирует наш исторический опыт, для России.
При этом будет заостряться внимание на том, что особенную роль в усилении позиций норманизма в науке играют археологии и лингвисты, тенденциозно трактующие свои данные. Это привело к сегодняшнему пышному расцвету в нашей науке ультранорманизма, представляющего Русь – крупнейшее государство раннего Средневековья – в качестве «Скандославии», «Скандовизантии», «Восточно-Европейской Нормандии».
Автор, многопланово используя комплексный и междисциплинарный подходы, впервые задействует все имеющиеся источники: письменные (отечественные и зарубежные), археологические, антропологические, нумизматические, лингвистические, данные ДНК-генеалогии.
Именно такая позиция позволит объективно продемонстрировать, с одной стороны абсолютное отсутствие у норманской теории источниковой базы, т.е. ее полнейшую научную несостоятельность.
С другой стороны — вместо мифических деяний на Руси шведов, якобы приобщивших безвольную массу восточных славян к государственной жизни, продемонстрировать истинную историю наших далеких предков, с которыми бок о бок возводили здание русской государственности как представители высокоразвитой южнобалтийской славянской цивилизации, приводившей их соседей-германцев в восхищение, – варяги и русы (например, с о. Рюген, жителей которого западноевропейцы называли ругами и русскими), так и представители иных Русий: Прикарпатской, Приазовско-Черноморской (громко заявившей о себе в июне 860 г., осадив Константинополь, а в 867 г. крестившись), Подунайской (Ругия-Рутения-Руссия-Ругиланд) и других.
Установление подлинной истории Руси (а именно так она именуется в русских источниках, в иностранных – ‘Ρωσία, Russia, Ruthenia) и подлинных начал русской государственности ведет к точной оценке не только дня текущего, но и дня завтрашнего, следовательно, самым положительным образом воздействует на формирование будущего нашей страны.
Подробнее о грантовой деятельности Фонда: www.fond-svetoslav.ru/maingrands